Мутазилиты и ложные представления об Аллахе

Почему Всевышний никому ничем не обязан? Нужно ли совершать благие деяния, если все уже предопределено? Знает ли Создатель о том, кто будет в Раю, а кто в Аду?

О современных вопросах исламского богословия и влиянии догматических концепций на формирование течений и сект в исламе рассказал Рашид хазрат Сибгатуллин, доктор исламских наук, член совета улемов Духовного управления мусульман РТ в рамках одной из лекций КПК в РИИ. 

Свою лекцию теолог начал с изучения ан-Наззама – первого, кто стал отрицать кияс (суждение по аналогии) и иджму (общее согласие муджтахидов в решении практичеких вопросов с точки зрения религии). Его взглядами обманулись хариджиты, захириты и шииты.

Ан-Наззам привносит убеждения – Аллах должен блюсти интересы Своего раба (сделать верующим, даровать мирские блага), Могущество Аллаха ограничено.

По словам Рашид хазрата: «Мы знаем, что Всевышний никому ничем не обязан, если Он дает своему рабу блага, значит это по Его милости. Если лишает, то это Его Справедливость, человек не имеет права возмущаться. Некоторые люди сегодня говорят, что Аллах любит всех, Он для каждого желает добра, но Иблис помешал. Тем самым ограничивают Могущество Создателя».

В качестве яркого примера спикер приводит историю мутазилита и атеиста. Когда между ними завязался разговор, мутазилит спрашивает у неверующего:

– Почему ты не уверуешь?
– Аллах не захотел, чтобы я уверовал, – отвечает атеист.
– Милостивый для тебя хотел, но тебе мешает Иблис.

В этой борьбе мутазилит думает – Аллах хочет, чтобы человек уверовал, но этому мешает шайтан. Получается, Иблис "пересилил" Всевышнего, тем самым «отдалившиеся» приписали Ему слабость и ограниченность Его Могущества. Убеждение, что в мире что-либо может произойти без предопределения Аллаха ведет к невежеству.

Необходимость веры в предопределение понимается из многих аятов и хадисов.

«Вера – это верить в Аллаха, в Его Книги, в Его Посланников, в Судный день и верить в Предопределение добра и зла» – передал Муслим.

«Что хотел Аллах – будет, а чего не хотел – не будет» – передал Абу Дауд в сборнике «ас-Сунан».

Это важно знать: Когда появились первые разногласия среди мусульман?

Рашид Сибгатуллин отмечает, вера в предопределение важная основа, так как это на прямую связано с сыйфатами Всевышнего. Вера в хорошее и плохое, происходящее по Воле Аллаха – доказательство отрицания слабости и невежества Всевышнего.

Передано от Пророка ﷺ, когда пришли мушрики, идолопоклонники, и начали спорить с Посланником ﷺ о предопределении (у них также была акыда о том, что Аллах Тагаля не единственный Творец, предопределивший судьбы всем) Всевышний ниспослал аяты (54:47-49):

إِنَّ الْمُجْرِمِينَ فِي ضَلَالٍ وَسُعُرٍ (47)
يَوْمَ يُسْحَبُونَ فِي النَّارِ عَلَى وُجُوهِهِمْ ذُوقُوا مَسَّ سَقَرَ (48)
إِنَّا كُلَّ شَيْءٍ خَلَقْنَاهُ بِقَدَرٍ (49)

«Воистину, грешники находятся в заблуждении и окажутся в аду. В тот день, когда их лицом вниз поволокут в ад, [им скажут]: "Вкусите муки адские!" Воистину, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (аль-Камар: 47-49)

Хазрат сделал акцент и на том, что «на сегодняшний день обучают тому, что человек сам может менять свою жизнь: «Ты сам строишь свою судьбу, предопределения нет». Тем самым якобы мотивируют людей на развитие. На самом деле вера в предопределение не должна тебя тормозить.

«Некоторые неправильно поняв вопрос, говорят, что мусульмане, исповедующие такую акыду, – отсталые. Якобы у них нет развития, они стоят на месте и не пытаются что-то изменить. Но Пророк ﷺ учил нас верить в такдир и учил действовать», – поясняет Рашид хазрат.

Можно ли изменить свое предопределение? Меняет ли дуа или другие благие дела то, что тебе предписано?

Все сыйфаты Аллаха Вечны без Начала и Конца и Знание Аллаха Вечно. До того, как Всевышний создал своих рабов, Он Вечно знал о том, что они будут делать. Милостивый создал Рай и Ад и установил, кто будет в джаннат, кто в джаханнам (в это время людей еще не было).

Мутазилиты утверждают, что Рай и Ад еще не созданы. Для чего был создан Ад, если Создатель не желал, чтобы кто-то был на пути заблудших? С помощью риторического вопроса теолог объясняет, что Аллах знал Вечно, кто войдет в Рай, кто в Ад.

Это число не может меняться, увеличиваться или уменьшаться.

«Бездействуя, говорить, что все предопределено, неправильно. Действия человека – это признак, по какому пути идет раб Аллаха», – резюмирует Рашид хазрат Сибгатуллин.

Качества Всевышнего Вечны и не меняются, невозможно своими дуа изменить сыйфат Аллаха – Знание. У хариджитов распространено убеждение о том, что для Аллаха открывается что-то новое, Он получает знания о своих рабах. Это ложные суждения.

В качестве примера доктор исламских наук приводит ошибочную модель мышления человека: "Раб Всевышнего прочитал дуа, Аллах узнал об этом". По мнению людей, "дуа поднимаются на небеса, и между предопределением Милостивого и мольбой раба идет борьба". В действительности, Создатель Сам позволил человеку сделать дуа.

Получит он то, что просил или нет, Всевышний знал. Будет ли ответ на мольбу в мирской жизни или Аллах оставит для него награду за дуа на ахират, известно лишь Всевышнему. Вечное предопределение Всевышнего, Его Знания, Его Воля не меняется.

Это интересно: Что стало причиной возникновения различных течений в Исламе?

Посланник Аллаха – самое лучшее творение Всевышнего, делал дуа, просил у Создателя, однако просьба не была принята. Передано в сборнике у Муслима, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:

«Я просил у моего Господа три просьбы, и Он дал мне две и не дал одну», затем передается, что Всевышний Аллах сказал: «О, Мухаммад, если Я предопределил что-то, то оно неизменно».

Посланник Аллаха – самое лучшее творение Всевышнего. Он делал дуа, просил у Создателя, однако просьба не была принята. Основа акыды Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а в том, что Аллаху не присущи изменения, то, что предопределено Им – не меняется.

Утверждение о том, что делать дуа бесполезно – ошибочно. В мольбе много пользы и бараката. По словам Рашида Сибгатуллина: «Человек, который делает дуа – выполняет один из важных ритуалов, тем самым получает большую награду. Молитва – это проявление смиренности и покорности Всевышнему. Если человек делает дуа и не получает то, что просит, Всевышний дает ему вознаграждение в последующей жизни».

Фото на превью: elements.envato.com

Социальные комментарии Cackle