Может ли человек молить Аллаха о смерти?

Знай, что потребности человека, о которых он молит Всевышнего Аллаха, делятся на два вида:

1. То, что является полноценным благом для человека, как например, просьба об укреплении богобоязненности, мольба о Рае или защите от Ада.

Эти вещи являются полноценным благом, поэтому человек просит о них, не допуская мысли о том, что они могут стать для него злом. Не разрешается молить Всевышнего с сомнением, обуславливая просьбу желанием Аллаха. В этом нет никакой пользы, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал мусульманам быть настойчивыми в своих просьбах:

«Пусть никто из вас не говорит (во время мольбы): «О Аллах, прости меня, если пожелаешь». Будьте настойчивыми в просьбе, ведь никто не сможет заставить Всевышнего сделать что-нибудь (имеется ввиду, что не надо превращать просьбу во что-то наподобие манипуляции, говоря: «Дай мне, если, конечно, захочешь»)»(аль-Бухари и Муслим).

В версии от Муслима сказано: «Будьте настойчивыми в просьбе и молите обо всем, что вам захочется, даже если вам будет казаться, что просьба слишком большая. Поистине, для Аллаха нет больших просьб».

Дуа на каждый день

2. Те вещи, о которых человек не знает, благом они для него будут или злом.

К этому можно отнести также смерть и жизнь, богатство и бедность, детей и семью, и все потребности человека в этом мире, влияние которых на дальнейшую жизнь человека неизвестны. Человеку следует молить Аллаха о подобных вещах только в том случае, если он знает, что они принесут ему благо. Человеку не известны последствия тех или иных вещей, поэтому Всевышний узаконил молитву истихара (просьба о благословении) для всех жизненных обстоятельств. Текст молитвы истихара пришел в пророческом хадисе, и звучит он следующим образом:

«О, Аллах, я прошу у Тебя блага на основе всезнания Твоего. Прошу проявления силы Твоей на основе всемогущества Твоего. Прошу проявления великой милости Твоей. Всесилен Ты, но бессилен я. Ты всезнающ, однако я несведущ. Ведомо Тебе все сокровенное! О, Господь! Если Ты знаешь, что это дело является благом для меня с точки зрения моего благочестия, жизни бренной и вечной, то сделай его возможным для меня, облегчи его для меня и даруй мне в последующем благословение (баракят) в нем. Если же Ты знаешь, что в этом деле заключается зло для меня, для благочестия моего, жизни бренной и вечной, то удали это дело от меня и удали меня от него. И дай мне обрести благо там, где оно есть, затем сделай меня довольным им».

Если взять, к примеру, мольбу человека о смерти, то это относится ко второму виду. Есть хадисы, запрещающие молить Аллаха о смерти, так как верующему человеку длинная жизнь может принести больше пользы и больше наград в Вечной жизни. Однако если сложные жизненные обстоятельства вынудят человека обратиться к Аллаху с просьбой о смерти, то надо обращаться к знанию Аллаха о том, будет ли благом для него уход из жизни или нет.

Можно ли просить Всевышнего о собственной смерти?

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть никто из вас не молит Аллаха о смерти по причине какого-нибудь зла, постигшего его. Если же он все-таки решится попросить Аллаха об этом, то пусть скажет: «О, Аллах! Даруй мне жизнь, если она будет для меня благом, или же даруй мне смерть, если она будет благом» (аль-Бухари и Муслим).

В этом и подобных ему хадисах Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел мусульманам, чтобы они обращались к безграничному знанию Аллаха о последствиях смерти, если им необходимо будет молить Всевышнего о ней. Ведь если человек является праведным, то останься он жив, возможно, он будет совершать больше благих поступков, а если он является нечестивцем, то в оставшиеся дни, возможно, он покается Аллаху и вернется к послушанию.

В «Муснаде» имама Ахмада приводится следующая передача: «Трое мужчин приняли Ислам. Все они были друзьями Тальхи. Однажды Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил отряд, и один из этих троих принял участие в том походе, в котором пал мученической смертью. Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил еще один отряд в поход, в котором второй из них принял участие и также погиб. Что же касается третьего, то он умер, лежа в постели. Тальха сказал: «Я увидел во сне своих товарищей. Они находились в Раю, а тот, что умер в постели, был впереди всех (имел лучшее положение, чем те двое). Погибший вторым стоял позади него, а первый погибший стоял самым последним. Я отправился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и рассказал ему свой сон.

Пророк сказал: «А чему ты удивляешься? Перед Аллахом нет человека лучше, чем тот, кто прожил долгую жизнь, поминая Всевышнего». В другом риваяте Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил сподвижников: «Разве он не прожил после них еще год?» Те ответили: «Прожил». Пророк спросил: «Разве он не застал месяц Рамадан и не постился в нем? Разве он не успел за тот год совершить столько-то земных поклонов?» Люди сказали: «Да». Пророк сказал: «Так вот между ними разница, как между небом и землей».

Кому-то из предшественников сказали: «Как прекрасна смерть!» На это он ответил: «О, сын моего брата! Не говори так, ведь час твоей жизни, в котором ты будешь просить прощения у Аллаха, лучше для тебя, чем, если бы ты пролежал век мертвым».

Передается, что один из умерших предшественников приснился кому-то во сне. Его спросили о том, в каком положении он находится. Тот ответил: «Мы столкнулись с великим положением. Мы знаем, но не имеем возможности совершать дела, в то время как вы совершаете дела, но не знаете (того, что знаем мы). Клянусь Аллахом, один или два зикра, один или два ракаата в списке моих дел любимей для меня, чем весь мир, и все то, что есть в нем».

Однако среди предшественников были и такие, которые желали смерти для себя. У них для этого были разные причины. Некоторые стремились к скорой встречи с Аллахом по причине своей огромной любви к Нему. Другие были уверены в своих делах и желали быстрее отправиться в мир иной, чтобы пожинать плоды своих трудов. Один из предшественников сказал:

«Я устал от этого мира настолько, что если бы смерть продавалась на рынке, то я купил бы ее. Я желаю скорой встречи с Аллахом». Кто-то спросил его: «Ты уверен в своих делах?» Тот ответил: «Нет, но я испытываю сильную любовь к Нему и думаю о Нем только хорошо. Как ты думаешь, станет ли Он наказывать того, кто действительно любит Его?»

Также некоторые молили Господа о смерти по той причине, что они боялись за свою религию. Это разрешено у большинства ученых. Так, например, Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) во время своего последнего хаджа обратился к Аллаху со следующей мольбой: «О, Аллах! Я постарел, кости мои ослабли, силы покидают меня, и я опасаюсь, что мои подчиненные могут ослушаться меня. Забери же меня к Себе, пока я не оступился и не подвергся влиянию смуты». После этого не прошло и месяца, как он был убит. Также известно, что многие предшественники молили Аллаха о смерти, после того, как их назначали на высокие должности и давали им власть над людьми.

В итоге хочется сказать, что жизнь является великим благом для праведных людей, так как их копилка благодеяний пополняется с каждым новым днем. Как передается в сборнике Муслима, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху со следующими словами: «О, Аллах! Сделай мою жизнь причиной увеличения моих благ!»

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle