Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде.
Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науке сведения по истории ислама и суфизма.
Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 58. Восхваление верующего человека и его похвальных качеств
В верующем нет отрицания кого бы то ни было,
Множества разглагольствований и пустословия нет.
Чистая сущность его знамением милости является.
Качества его почтением ко всем являются.
Что бы ни желал он себе, того же и для людей
Просит он у Аллаха Вечного.
Если скажешь ему грубо, он скажет мягко,
В недостатках твоих не станет копаться.
Таков нрав верующего со всеми подряд.
По этой причине местом его стала Обитель мира (дар ас-салам).
Поскольку пречистым именем Аллаха является Му`мин (Дарующий безопасность – прим. ред.),
Верующий (му`мин) человек в безопасности от своего Господа находится.
Возьми его за руку, умри у ног его,
Ибо является он избранником чертога Сведущего (хабир).
Кто к солнцу отправился, тот свет воспринял,
Теплым стал во всех делах.
Верующий человек чище солнца,
А свет его ярче луны.
Высший и низший миры в нем [заключены].
Он подобен ядру, а все остальное скорлупой является.
Садом Фирдауса является для него Возлюбленный.
Приятнее ему Возлюбленный, чем райские сады.
Знатоком шариата и религии Ахмадовых он является.
Совершенен он во всех искусствах и умениях.
Что бы ты ни искал, дано ему это Аллахом,
Ибо семидесяти двум общинам он другом является1
___________________________________________________________________________
1. Аллюзия на пророческий хадис о том, что умма пророка Мухаммада распадется на семьдесят три течения, из которых семьдесят два будут в огне и только одно спасется (Ахмад, 4/102; Абу Дауд, 2/503; АтТирмизи, 3/367; Ибн Маджа, 2/479).
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.