«Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье» - сказал Всевышний Аллах, указывая на обязанность мужчин выплачивать брачный дар своим женам.
Женщина в качестве махра может потребовать любую незапрещенную вещь. Махром могут быть деньги, скот, домашняя мебель и утварь и прочее. Каждый мужчина должен выплачивать столько, сколько позволяет его состояние и не вредит его материальному положению.
Ученые исламского права придерживались разных мнений относительно минимального размера брачного дара. Существует два основных мнения:
1. Абу Ханифа и имамы ханафитской школы считали, что минимальный размер махра составляет 10 дирхемов или их эквивалент. В наше время это – 30 граммов серебра.
2. Умар ибн аль-Хаттаб, Абдуллах ибн Аббас, аль-Хасан аль-Басри, имамы Ахмад ибн Ханбаль и аш-Шафии (да помилует их всех Аллах) считали, что махром может быть все, чем можно расплатиться за товары или услуги. То есть, все, что имеет цену, даже если это немного крупы или один даник (денежная валюта в древности).
Шафиитские и ханбалитские ученые аргументировали свое мнение хадисом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), в котором он сказал: «Кто заплатит в качестве махра две полные горсти муки или какой-либо еды, то выполнит обязательство». В другом хадисе, переданном Анасом (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Абд ар-Рахман ибн Ауф женился в Медине, отдав в качестве махра золото размером с финиковую косточку.
Что касается имамов ханафитского мазхаба, то, в первую очередь, они опираются на аят: «Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (брачный дар)» («ан-Ниса», 24). Всевышний поставил условие, чтобы махр был имуществом, а горсть крупы или один даник не считаются имуществом (аль-маль).
Джабир (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал: «Махр не может быть меньше десяти дирхемов». То же самое говорили Умар ибн аль-Хаттаб, Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Умар (да будет доволен ими Аллах). Вероятнее всего, что сподвижники говорили это, опираясь на услышанное ими от Пророка (мир ему), ведь о таких вещах не судят лишь посредством умозаключений (иджтихада) и аналогии (кыяс).
Следует помнить, что брак – это серьезный шаг, поэтому к этому надо подходить со всей ответственностью. В этих делах идеальным примером был для нас посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Все это показывает нам, что мужчинам, которые могут себе позволить заплатить больше принятого минимума, следует платить больше. Однако людям лучше ориентироваться на обычаи и современное экономическое положение общества, так как цены на серебро и золото меняются в зависимости от очень разнообразных факторов.
«Бадаи' ас-санаи'», 478-479