Наступил новый месяц лунного мусульманского календаря – месяц раджаб. Этот месяц очень значителен для мусульман по многим причинам. Далее мы вкратце обсудим этот вопрос, а также поговорим о том, какие интересные события произошли в этом месяце.
Во-первых, следует отметить, что месяц раджаб считается одним из священных – запретных месяцев. Это означает, что в этом месяце было запрещено вести войны – этого обычая придерживались еще арабы до ислама. В Коране говорится об этом так:
«Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (9:36).
В хадисах поясняется, какие конкретно месяцы входят в этот список запретных месяцев – это месяцы зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб.
«Год состоит из 12 месяцев, четыре из которых являются запретными, три из которых идут подряд: зуль-када, зуль-хиджа, мухаррам и раджаб…» (Сахих аль-Бухари, Сахих Муслим).
Второй момент, который следует иметь в виду с наступлением этого месяца. Месяц раджаб – это начало времени для подготовки к месяцу Рамадан. Передается, что когда Пророк (мир ему) видел новую луну этого месяца, он обращался ко Всевышнему с просьбой о благословении этого месяца:
اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ
«Аллахумма барик ляна фи Раджаба ва Шабана ва баллигна Рамадан».
«О, Аллах, сделай для нас благодатными Раджаб и Шабан, и дай нам встретить Рамадан».
Есть высказывание об этом месяце, которое звучит следующим образом:
«Раджаб – месяц посева, Шаабан – полива, а Рамадан – время сбора урожая».
Иными словами, если человек хочет получить хорошие результаты в Рамадан, он должен начинать готовиться к нему заранее – совершая определенные действия. Чтобы вырастить хороший урожай, мы за несколько месяцев до этого бросаем семечко в землю и ухаживаем за ним (поливаем, удобряем), только совершая все эти действия, можно рассчитывать на результат.
Передается, что в этом месяце сподвижники много читали Коран, особенно часто совершали дополнительные намазы и делали дуа о прощении своих грехов (Более подробно об этом – см. Как начать подготовку к Рамадану уже сейчас?).
Какие иные знаменательные события случились в этом месяце?
11 числа месяца раджаб скончался арабский историк и исламский ученый Ибн Асакир – его полное имя Абуль-Касим Али ибн аль-Хасан ад-Димашки.
Ибн Асакир родился в месяце в городе Дамаск в месяце мухаррам 499-го года хиджры (в 1105 году н.э.). По преданию, оба его родителя увидели во сне незадолго до его рождения, что у них родится выдающийся сын, который будет большим ученым и прославится во всем мусульманском мире.
В шесть лет будущий великий историк начал получать знания – сначала он учился у отца и старшего брата, которые были учеными-мухаддисами. Далее он получил все возможные знания у других ученых Дамаска. Как и многие ученые своего времени, Ибн Асакир не удовлетворился знаниями местных ученых, но повзрослев, отправился получать дальнейшее образование в другие города исламского мира.
В 519 году хиджры, когда ему исполнилось 20 лет, Ибн Асакир отправился в Багдад, где он начал учиться у известных ученых этого города. Через год он совершил хадж, во время которого он также посетил ученых Мекки и Медины, и учился у них. Затем он вернулся в Багдад, где проучился еще пять лет.
Несмотря на то, что в Багдаде того времени – когда он был столицей исламского государства – жило множество талантливых ученых, учителя обратили особенное внимание на юного Ибн Асакира за его способности к учению и остроту ума.
Через несколько лет он вынужден вернуться на родину – где тяжело болеет, а затем умирает его мать, но в 529 году он опять отправляется в путешествие за знаниями. Будущий ученый уезжает в Хорасан (провинция в тогдашнем Иране), который также был центром религиозной учености, и посещает крупные города этой местности – такие как Асбахан, Мерв, Тибриз, Байхак, Рай, Герат и многие другие.
Вообще за годы учебы, как передается, Ибн Асакир в общей сложности получал знания у более чем трехсот ученых (среди которых было 80 женщин).
В 533 году хиджры Ибн Асакир возвращается в родной город и начинается делиться с людьми теми знаниями, которые он обрел за годы учебы. Он рассказывает об этом так – что он стал учителем не из тщеславия, но лишь из желания поделиться с другими тем богатством знания, которое он накопил.
Ибн Асакир пользовался большим авторитетом как среди других ученых своего времени, так и среди правителей. Нуруддин Занги, один из знаменитых правителей и полководцев своего времени, который первым начал одерживать победы над крестоносцами, построил в Дамаске медресе «Даруль-хидис ан-нурия» и предложил Ибн Асакиру возглавить его. Медресе было специально устроено для изучения хадисов. Великий полководец Салахуддин Аюби, преемник Нуруддина Занги, как передается, также относился к Ибн Асакиру с большим уважением и посещал его уроки.
Ибн Асакир написал множество книг (около ста), самая известная его работа называется «История города Дамаск» (Тарих мадинат Димашк). Он писал эту книгу в общей сложности около тридцати лет. Книга состоит из 80 томов. В ней описывается не только история города Дамаска и известных личностей, связанных с ним, но и история многих других городов Сирии, а также история всего исламского мира.
Ибн Асакир скончался 11 числа месяца раджаб 571-го года по хиджре (25 января 1176 года н.э.). Огромное количество людей пришло проводить его в последний путь. Среди тех, кто присутствовал на похоронах имама, был и султан Салахуддин Аюби, который всем своим видом выказывал скорбь от потери такого выдающегося человека.
В 17 день месяца раджаб родился знаменитый арабский путешественник Ибн Батутта. Полное его имя было Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуллах ат-Танджи (25 февраля 1304, Танжер — 1377, Фес).
Он родился на свет в городе Танжер (Марокко), в семье местного кади (шариатского судьи). Отец желал, чтобы сын пошел по его стопам и также стал религиозным ученым, и сын вначале исполняет его желание – его первое путешествие было предпринято именно с целью получения знаний. Нам мало что известно об этом периоде его жизни – передается только, что в 22 года он отправился для учебы и паломничества в Мекку. Видимо, приключения, пережитые им во время этого пути – когда он пересек северную часть Африки (Тунис, пустыню Сахара), далее посетил Египет, затем побывал в Иерусалиме, Дамаске, Басре, Багдаде и после этого только прибыл в Мекку – побудили его посвятить жизнь исследованию окружающего мира.
В Мекке Ибн Батутта пробыл три года, в это время изучал хадисы и фикх. В обратную дорогу он отправился уже по новым землям – посетил Восточную Африку (Сомали, Танзанию – которые тогда были уже развитыми государствами, где правили мусульманские правители).
Через несколько лет – в 1330 году он отправляется в новое путешествие. Вначале он посещает Малую Азию. Оттуда отбывает в Крым, и через город Азов попадает на Кавказ. В 1334 году он оказывается в ставке хана Золотой орды Узбек-хана, жившего тогда вблизи современного Пятигорска.
Оттуда он вместе со свитой хана совершает знаменитое путешествие в Волжскую Булгарию, о которой у него остались незабываемые воспоминания. В частности, арабский путешественник был поражен тем, что в этой местности летом чрезвычайно короткие ночи и длинные дни.
Из Булгара Ибн Батутта отправляется в Астрахань и оттуда – в Константинополь, в качестве сопровождающего одной из жен хана, дочери византийского императора, которой хотелось навестить своего отца. Зимой 1334 года он возвращается на Волгу, откуда вместе с купеческим караваном отбывает в новое путешествие в Среднюю Азию.
В Средней Азии Ибн Баттута посетил крупные торговые центры — Ургенч (Гургандж), Самарканд, Бухару. Через Хорасан и Афганистан он достиг Делийского султаната. В Дели Ибн Баттута поступил на службу к султану Мухаммеду Туглаку. Он прожил в Индии восемь лет, был сначала кади (судьёй), потом факихом, а 22 июля 1342 года выехал в Китай в качестве султанского посла. Это путешествие оказалось для него чрезвычайно сложным и опасным.
По дороге он и его товарищи подверглись нападению разбойников и чуть не погибли. Затем – уже находясь в море, на пути в Китай, один из кораблей его экспедиции затонул во время шторма. По дороге в Китай Ибн Батутта также смог побывать на Мальдивских островах, где провел 9 месяцев – поскольку жители этой страны недавно приняли ислам, и им нужна была помощь в получении религиозных знаний. Из Мальдив он отбыл на Шри-Ланку, а потом наконец достиг Кантона – порта в Китае.
Последние два его путешествия были совершены в мусульманскую Испанию (носившую имя Аль-Андалус) и в Африку, в мусульманское государство Мали.
В январе 1354 года он возвращается в город Фес (Марокко), где по приказанию султана Абу Инана составляет заметки о своих путешествиях вместе с шейхом из Гранады Мухаммадом ибн Джузаем. Именно из этой книги мы сейчас можем узнать о жизни многих средневековых государств того времени – в частности, о африканской стране Мали.
О последних годах его жизни известно мало. Передается, что он был кади в Марокко и скончался в 1368 или 1369 году.
Кобулова Анна