Мягкость и терпимость — это те качества, которые находятся выше простого контроля над гневом. Так как «проглатывание» гнева возможно только после его возникновения, а также требует постоянной и неустанной борьбы. Тогда как мягкость и терпимость — это состояние, которое предотвращает возникновение порывов гнева.
Наличие мягкости и терпимости свидетельствуют о совершенстве разума, и о том, что силы гнева подчинены разуму человека.
Их насчитывается четыре:
1) Мягкость и терпимость становятся причиной любви Аллаха Всевышнего.
Аиша (радыйаллаху анха) рассказывала: «Я слышала, как посланник Аллаха ﷺ говорил:
وَجَبَتْ مُحَبَّةُ اللَّهِ تَعَالَى عَلَي مَنْ أَغْضَبَ فَحَلِمَ
«Любовь Аллаха Всевышнего станет ваджибом для того, кто в момент гнева проявит мягкость» (Дайлями, Фирдаусуль-Ахбар, № 7128; Суюти, Джамиус-Сагыр, № 9615).
В хадисе, переданном от Фатимы (радыйаллаху анха) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
اِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْحَيِيَّ الْحَلِيمَ الْمُتَعَفِّفَ وَ يَبْغَضُ الْبَذِىءَ الْفَاحِشَ السَّائِلَ الْمُلْحِفَ
«Аллах Всевышний любит стыдливых, мягких и целомудренных. И Он не любит бесстыдных, сквернословов и тех, кто постоянно что-то просит у других» (Таберани, Муджамуль-Кябир, 10/196 (№ 10442).
Важно знать: В гневе познается мягкость человеческого характера
2) Мягкость и терпимость являются украшением для человека, и именно к приобретению этих двух качеств призывал посланник Аллаха ﷺ. Абу Уйайна (радыйаллаху анху) рассказывал: «Одним из дуа посланника Аллаха ﷺ было следующее:
أَللَّهُمَ أَغْنِنِي بِالْعِلْمِ وَ زَيِّنِّي بِالْحِلْمِ كَرِّمْنِي بِالتَّقْوَي وَ جَمِّلْنِي بِالْعَافِيَةِ
«О, Аллах! Обогати меня знанием, укрась меня мягкостью, удостой меня чести быть обладателем богобоязненности, и укрась меня здоровьем» (Дайлями, Фирдаусуль-Ахбар, № 1906; Суюти, Джамиус-Сагыр, № 1532; Али аль-Муттаки, Канзуль-Уммал, № 3663).
3) Близость к знанию:
Мягкость является той нравственной чертой, которая близка к знанию и ее наличие столь же обязательно сколь обязательно знание.
Это интересно: "Таких людей можно считать лишенными всего благого"
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ говорил:
اُطْلُبُوا الْعِلْمَ وَاطْلُبُوا مَعَ الْعِلْمِ السَّكِينَةَ وَ الْحِلْمَ لِينُوا لِمَنْ تُعَلِّمُونَ وَ لِمَنْ تَتَعَلَّمُونَ مِنْهُ وَ لَا تَكُونُوا مِنْ جَبَابِرَةِ الْعُلَمَاءِ فَيَغْلِبُ جَهلُكُمْ حِلْمَكُمْ
«Стремитесь к получению знаний. А вместе со знанием стремитесь к обретению спокойствия и мягкосердечия. Во время получения знаний и во время передачи этих знаний другим, будьте мягки к людям. Не будьте из числа тех алимов, которые преступают границы дозволенного. В противном же случае ваше невежество одержит верх над вашим мягкосердечием» (Дайлями, Фирдаусуль-Ахбар, № 238).
4) Становится причиной повышения степени человека:
В хадисе, переданном от Убады ибн Самита (радыйаллаху анху) сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал:
أَلَا أُنَبِّئُكُمْ بِمَا يُشْرِفُ اللَّهُ تَعَالَى بِهِ البُنْيَانَ وَ يَرْفَعُ بِهِ الدَّرَجَاتِ قَالُوا نَعَمْ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ تَحْلُمُ عَلَي مَنْ جَهِلَ عَلَيْكَ وَ تَعْفُوَ عَمَّنْ ظَلَمَكَ وَ تُعْطِيَ مَنْ حَرَمَكَ وَ تَصِلَ مَنْ قَطَعَكَ
«Сообщить ли вам о том, благодаря чему Аллах Всевышний удостоит чести ваши дома, и благодаря чему возвысит ваши степени?». Сахабы ответили: «Да, о, посланник Аллаха (сообщи нам об этом)».
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Будьте мягки с теми, кто поступает с вами невежественно. Прощайте тех, кто причиняет вам зло. Давайте тем, кто отказывает вам, и поддерживайте связи с теми, кто обрывает их» (Хайсами, Маджмауз-Заваид, 8/345 (13694).