Пост является очень древним видом поклонением, таким же, как само человечество. Традиция соблюдения верующими поста уходит в далекое прошлое. Ученые Ислама говорят, что пост, как особая форма поклонения Господу, существовал во все времена и был неотъемлемой частью всех Законов, которые были переданы Всевышним Богом через Его посланников. Аллах Всевышний так говорит об этом в Коране: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 2/183).
Выражение «ваши предшественники» подразумевает всех людей от пророка Адама (алейхиссалям). Исследования в области истории религий подтверждают, что во всех религиях, будь то божественные или вымышленные религии, имеет место пост как один из видов поклонения. Таким образом, с того дня как на земле появилось человечество и до наших дней, так как не было абсолютно безбожного общества, в каждом обществе пост был одним из видов поклонения, несмотря на отличия по форме, времени, цели и содержанию.
Поскольку соблюдение поста по сравнению с другими видами поклонения является трудной ибадой, Аллах Всевышний, сообщая об обязательности поста, обратился к верующим в той форме, которая воспрепятствовала бы возникновению у них сопротивления, сообщив о том, что и для их предшественников пост являлся обязательным.
Абсолютно у всех народов, какой бы религии они ни придерживались, истинной или ложной, среди религиозных практик обязательно существует пост. Разница лишь в продолжительности, времени соблюдения и сути поста. Например, в буддизме пост соблюдается один раз в два месяца. По мнению буддистов, для достижения вечного счастья (нирваны) необходимо победить свои плотские желания, а пост является наилучшим средством для этого.
Известно, что в Торе содержится приказ соблюдать пост в определенные дни (Тора, Исход, 34/18). В иудаизме обязательным постом является «пост искупления», именуемый «Йом Киппур». Соблюдение поста в день Киппур, являющийся одним из самых великих дней поклонения, является фардом (см. Левит 16/29-31; Числа 29/7).
В Евангелии также говорится о посте с восхвалением (Матфей 4/1-3, 6/16-19; Марк 2/19; Лука 5/33-38). В католицизме существует два поста: Пост благодарения и Церковный пост. Христиане соблюдают пост в основном в среду, пятницу и субботу. Так как эти дни являются днями принятия покаяния.
Сообщается, что когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил переселение в Медину, он увидел, как местные иудеи соблюдают пост в день Ашура, и спросил их о причинах соблюдения этого поста. Они ответили: «Это благословенный день, в этот день Аллах спас сынов Израилевых от их врагов. Муса (алейхиссалям) соблюдал пост в этот день». На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Мы более достойны Мусы, чем вы» и стал соблюдать пост в день Ашура сам, а также приказал это делать своим сподвижникам (Бухари, Саум, 69; Муслим, Сыйам, 128; Тирмизи, Саум, 49).
Сообщается также, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), до того как пост в месяц Рамадан стал обязательным, соблюдал трехдневный пост в середине каждого лунного месяца (Ахмад, V, 246; Тирмизи, Саум, 49).
Пост в месяц Рамадан был предписан через полтора года после переселения в Медину, после того как был ниспослан 183-й аят суры аль-Бакара. В этом аяте говорится: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 2/183).
В этом аяте говорится о том, что пост является обязанностью, однако не говорится о том, когда нужно держать пост, как и сколько дней.
Следующий аят эту неясность частично разъясняет, говоря о том, что поститься нужно считанное количество дней: «Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (аль-Бакара, 2/184).
Выражение «считанные дни», упоминаемое в данном аяте, также несет неопределенный смысл.
В следующем же аяте уже ясно говорится о том, что пост следует соблюдать в месяц Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (аль-Бакара, 2/185).
В этом аяте уже совершенно ясно и открыто говорится о том, что обязательный пост необходимо соблюдать в месяц Рамадан, однако не раскрывается, сколько дней и как нужно поститься.
В следующем аяте уже совершенно ясно говорится о времени начала и окончания поста, а также о том, как следует поститься: «Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя, и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха, не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, быть может они устрашатся» (аль-Бакара, 2/187). С ниспосланием этого аята религиозно-правовые установления, касающиеся поста, были завершены, и пост, таким образом, стал одним из основных видов поклонения.
Islam-Today