«Когда бедность становится полной, она становится пребыванием с Аллахом...»
Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 190. Восхваление того бедняка, который не имеет нужды
Много [есть] диковин в мире неслыханных.
Разве видел [кто-нибудь] лучше этих диковин?
Один бедняк утверждает, что царем является,
Что пожелает, то и делает с эмирами.
Эмиры и султаны все рассказывают о нем,
Все люди [в] мире на его довольствии [находятся].
Он свободен от них и превыше них,
По этой причине свободен он от земных благ (букв. ног и головы – прим. ред.).
Он не нуждается в ком-либо,
Этот пример весьма хорошо выслушай.
Нет у него гордости от высокомерного нафса.
Разве гордится он перед Создателем?
Царство его больше царства шахов,
Таково его царство, о весьма искусный!
Подобен он жемчужине в море души,
Пречист он также от обоих миров.
Чистая сущность его рудником щедрости является,
Не имеет он нужды – приди в себя!
Никогда его не описать на словах!
Разъяснение его превыше чего бы то ни было.
Отказался он от людей и от добра со злом,
Семь морей в ладони его, словно жемчужина.
Редкостным творением [является] таковой бедняк,
Этот бедняк бесподобен в обоих мирах.
Сказал Посланник: «[Когда] бедность становится полной, она [становится пребыванием с] Аллахом» (тамма-ль-факр фахувва-Ллах)»,
Сказал: «Прими ты это [всей] душою».
Кроме него, все бедняки – и знать, и простой люд.
Это и есть тот бедняк – на этом все!
Словно свет Истинного (Хак), бесподобен он,
Посему, богатым бедняком является тот нищий.
Раз зашла речь об этом, промолчи,
Уста сомкни, из другого места пар выпусти.
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.
Читайте также:
-
Разрешено ли мусульманам заниматься танцами и слушать нашиды?
А если мусульманка будет танцевать, чтобы сделать приятное своему мужу или родителям, или подругам, это тоже будет запрещено?
-
Мудрые притчи об отношении к сложностям, которые преподносит жизнь
Однажды к отцу пришла его дочь и стала жаловаться: - Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать? Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе
-
"Целые мозги" предпочтительней красивых бровей
В современном мире добро и зло перемешались друг с другом подобно знакам инь-ян – стертые грани, конец одного переходит в начало другого. Тем самым мир оправдывает то сравнение, которое Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал земной жизни – он, да благословит его Аллах и приветствует, сравнил ее с помойной ямой.
Понятно, что помойная яма – это не пригодное место для человека, уважающего и заботящегося о своей душе. Однако в силу ограниченности выбора самое полезное, что может сделать такой человек для себя, – это быть избирательным и благоразумным.
-
Правда ли, что Коран нельзя опускать ниже уровня груди?
В исламской культуре получил распространение обычай носить Коран, держа его на уровне...
-
Нарушает ли пост чистка зубов зубной пастой?
Зубная щетка подобна мисваку, более того, с точки зрения фикха, зубная щетка считается мисваком. По мнению Ханафитского мазхаба, человек соблюдающий пост, может в любое время...
-
Черты, любимые Всевышним
В Коране и в Сунне указаны черты, которые вызывают любовь и принятие Всевышнего. Возможно, по милости Аллаха обладание какой-либо из этих черт покроет грехи человека и приведет его к райской обители, либо знание о них вдохновит на их приобретение. Так каких людей любит Всевышний?
-
Откуда мы знаем, что Коран не был изменён?
Пробуждение Европы после тёмных веков и последующее интеллектуальное просвещение 1600-1800-х годов было одним из самых мощных этапов современной истории. Он принёс в Европу самоотверженность эмпирических наук, способность к критическому мышлению и интеллектуальный дискурс. Большая часть этого была взята из интеллектуальной истории мусульманского мира, благодаря тому, что Ислам проник в такие страны Европы, как Испания, Сицилии и Юго-Восточная Европа.
-
Удивительное дерево посередине пустыни, под которым отдыхал маленький Мухаммад (мир ему)
Недалеко от Иордании по середине пустыни находится удивительное дерево, под которым, как полагают, отдыхал Посланник Аллаха (мир ему) во время своего первого путешествия в Сирию. Тогда ему было всего 12 лет. Именно во время этой поездки монах Бухайра заметил в маленьком Мухаммаде признаки приближающегося пророчества. Он стал свидетелем того, как за караваном, в котором шел Посланник Аллаха (мир ему) постоянно плыло облако. Оно останавливалось, когда останавливался караван, и продолжало двигаться, когда караван продолжал свой путь.