Полагаться и уповать на Аллаха – верить, что Аллах ниспошлет наилучшее – является актом поклонения, которым верующий должен наполнять свое сердце в совершенно разные моменты своей жизни. Таваккуль является олицетворением искренней веры, осознания своего настоящего положения и возвеличивания Всевышнего Аллаха. Верующий, полагаясь на Аллаха, стремится получить руководство и исход, который станет наилучшим для него.
Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Верующий не обладает лучшим благословением, чем полагание на Аллаха. Ни один человек не ждет блага, кроме того, что было дано Аллахом, и которое он ожидал от Него, все блага принадлежат Ему».
Как прекрасен итог упования на Всевышнего, верующий может быть уверен, что его боль прекратится, его испытание закончится, душа обретет упокоение, его трудность станет облегчением, его слезы сменятся улыбкой, а после окончания мирской жизни ему будет предоставлена райская обитель за праведность и веру.
Однажды один поэт сказал:
Скажи тому, чье сердце наполнено печалью
Тому, чей мир стал тесным,
Счастье кроется в том, чтобы уповать на Того,
Кто создал жизнь и разделил пропитание между своими творениями.
В одном из хадисов-кудси говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой».
Когда верующий, осознавая всю мощь, милосердие и величие Творца, ждет от Него наилучшего, Аллах одаривает его своими благословениями, бесконечными наградами. Когда он твердо верит, что Аллах желает для него наилучшего, Аллах одаривает его такими наградами, какими он даже представить себе не мог. Господь относится к своим творениям в соответствии с их ожиданиями и дарует им то, что они от Него ожидают.
Аль-Мамун сказал Мухаммаду ибн Аббаду: «Мне сообщили, что ты проявляешь гостеприимство всем посетителям Басры». На что он ответил: «Удержание щедрости подобно плохим ожиданиям от Всевышнего. Никогда не обеднеет тот, чей Господь богат».
Уповать на Всевышнего для верующего важно всегда, это является олицетворением его веры. Но есть ситуации, не всегда приятные, которые становятся испытанием для верующего. В такие моменты упование и возлагать лучшие надежды на Аллаха имеет первоочередное значение, так как это является отождествлением искреннего убеждения, что Аллах сделает все наилучшим образом:
1. Во времена испытаний, сложностей, печалей и бед, искушений, неудач, бедности и т.д.
В хадисе сказано: «Аллах дарует пропитание тому, кого постигнет бедность и кто обратится к Аллаху» (Абу Дауд).
В Коране есть упоминания о положении пророков, когда трудности постигали их, они уповали на Аллаха с твердым убеждением и искренней верой. Они действовали в соответствии с этим убеждением. Как пример, пророк Муса (мир ему).
В Коране сказано: «Когда два сборища увидели друг друга, сподвижники Мусы (Моисея) сказали: «Нас непременно настигнут». Он сказал: «О нет! Со мной – мой Господь, и Он укажет мне прямой путь» (сура «аш-Шуара», аяты 61-63).
Другой пример: пророк Мухаммад (мир ему) сказал Абу Бакру (да будет доволен им Аллах) когда их враги ожидали их у входа в пещеру: «Не скорби, ибо Аллах – с нами» (сура «Ат-Тауба», аят 40)
Сообщается, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Когда мы прятались в пещере, я увидел ноги многобожников у самых наших голов и сказал: «О, посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас!» В ответ мне пророк (мир ему) сказал: «А что думаешь ты, о Абу Бакр, о двоих, третьим для которых является Аллах?» (Бухари).
2. Во время дуа.
Момент совершения дуа – время сакрального единения со Всевышним, взывания и направления всех своих ожиданий, желаний и просьб Аллаху. Какие бы испытания не постигли человека, во время дуа все они кажутся незначительными перед силой и мощью Всевышнего. Именно осознание того, что Аллах может даровать тебе любую вещь, о которой ты просишь Его в данный момент, является очень важной составляющей молитвы.
Искренность и упование на Аллаха в дуа в конечном итоге приведут верующего к облегчению его ситуации и решению его проблем. В хадисе сказано: «Обращайтесь с мольбами к Аллаху, будучи уверенными в (получении) ответа, и знайте, что Аллах Всевышний не отвечает на мольбу небрежного и невнимательного сердца» (Тирмизи).
Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: «Я нисколько не переживаю за ответ на мольбу, но меня заботит сама мольба. Если мне внушено совершить мольбу, то я знаю, что с ней будет и ответ».
3. Во время покаяния.
Верующий должен не иметь никаких сомнений в безграничном милосердии Аллаха, в Его принятии покаяний Его рабов и прощении их грехов.
Аль-Фудайл в день Арафа спроси Суфьяна Ас-Саури: «Кто обладает наихудшим положением в это день?» На что Суфьян ответил: «Тот, кто сомневается в прощении Аллаха». Потому что сомневаться в прощении Аллаха, значит, не ждать от Него лучшего.
4. Во время смерти.
Пророк (мир ему) говорил: «Умирая, возлагайте лучшие надежды на Аллаха» (Муслим).
Ибрахим Ан-Нахаи говорил: «Они любили напоминать умирающему о его благодеяниях, чтобы он возлагал лучшие надежды на своего Господа».
Некто спросил Ибн 'Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Кто будет судить людей в день Воскрешения?» Он ответил: «Аллах». Тот воскликнул: «Клянусь Господом Каабы, тогда мы спасены! В наказании Он проявляет милосердие, и прощает».
Господь наш, благослови нас упованием на Тебя, ожидание наилучшего исхода от Тебя и даруй нам осознание необходимости Твоей помощи и руководства.
Сайда Хаййат