Как можно одновременно любить и бояться Аллаха?

Внимательные верующие, которые часто читают Коран и хадисы, наверное, обратили внимание на то, что в источниках исламской религии примерно с одинаковой частотой говорится как о страхе перед Всевышним, так и о любви к Нему. Само слово для обозначения истинно верующего человека звучит как богобоязненный (то есть, боящийся Бога). Истинно верующий должен испытывать страх перед Всевышним:

«Самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» (аль-Худжурат, 13).

«Верующие – только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили. Они являются истинно верующими. Им уготованы высокое положение у их Господа, прощение и щедрый удел» (Трофеи, 2-4).

Но при этом верующий любит своего Господа, а не только боится Его:

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной (Пророком), и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Али Имран, 31).

«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его» (аль-Маида, 54).

Когда сподвижники как-то спросили у Пророка (мир ему), что такое вера (иман), он им ответил:

«Иман – это такая любовь к Аллаху и Его посланнику, которая превосходит любовь ко всему остальному».

В другом хадисе говорится примерно то же самое:

«Не уверует никто из вас, пока не полюбит он Аллаха и Его Посланника больше всего остального» (Бухари).

Кто-то может увидеть в этом противоречие. В нашем мире любовь и страх – это зачастую взаимоисключающие вещи. Если мы кого-то любим, то мы его не боимся. Если мы боимся какого-то человека, то мы вряд ли сможем его любить. Мы любим своих родителей, своих друзей, детей, супругов, и это значит, что мы не испытываем страха перед ними. И наоборот, если у нас строгий учитель в школе или придирчивый начальник на работе, мы можем испытывать страх перед ними, но тогда мы уже не будем их любить.

Однако, в отношениях с нашим Творцом все обстоит не совсем так. Всевышний – не человек, Ему не присущи человеческие качества, Он не подобен нам, а многократно превосходит все, что мы можем себе представить.

Когда мы смотрим на бескрайнее звездное небо, на солнце и луну, на горы и моря, на все остальные Его творения, мы испытываем восторг и благоговение перед Его величием и могуществом, а это рождает в нас страх перед Ним.

Вера и богобоязненность рождаются в сердце человека, когда он созерцает окружающий мир и понимает, каким же великим должен быть Творец этого мира:

«Аллах сделал для вас дома жилищами. Он также сделал для вас жилища из шкур домашнего скота, которые не обременяют вас, когда вы отправляетесь в путь или делаете привал. Он даровал вам утварь и всякие предметы из шерсти, пуха и волоса, чтобы вы пользовались ими до определенного времени.

Аллах даровал вам тень от того, что Он сотворил. Он устроил для вас убежища в горах, сотворил для вас одеяния, которые оберегают вас от жары, и доспехи, которые защищают вас от причиняемого вами вреда. Так Он доводит до конца Свою милость к вам, быть может, вы уверуете» (Пчелы, 80-81).

Но когда человек понимает, что все эти многочисленные блага Творец создал не просто ради собственного величия, но ради блага Своих творений, из любви к ним и из желания им добра, в человеке рождается ответная любовь к Нему.

«Он установил землю для творений. На ней есть фрукты и пальмы с чашечками (или волокнами), а также злаки с листьями и травы благоуханные. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью?» (Милостивый, 10-13).

Иными словами, страх и богобоязненность рождаются от осознания величия Творца, а любовь к Нему – из благодарности к Нему.

Когда человек начинает получать религиозные знания, он узнает о том, что Всевышний не только создал весь мир, не только заботится о Своих творениях, но о том, что творения также имеют обязанности перед Своим Творцом. Эти обязанности можно разделить на повелевающие и запрещающие.

Повелевающие – это обязательства совершения молитвы и поста, это необходимость заботы о родителях, поддержание родственных связей, это обязанность содержать семью, воспитывать детей, быть хорошим соседом.

Запрещающие обязанности – это необходимость воздерживаться от различного рода грехов: от идолопоклонства и неверия, от воровства и насилия, от лжи и клеветы, от злословия и гнева, от жадности и скупости.

В деле исполнения этих обязанностей человеку также помогают как любовь к своему Создателю, так и страх перед Ним. Любовь к Нему побуждает нас исполнять все, что Он нам повелел – это наши религиозные обязанности, это обязательства перед другими людьми, это желание быть добрым и честным, справедливым и порядочным. Ведь если мы любим кого-то, мы хотим радовать его, делать ему приятное. Тем более, в отношениях с Творцом любовь и благодарность к Нему порождает в нас желание исполнять то, что Он желает от нас.

Страх, напротив, удерживает человека от совершения греха, ведь Творец не только милостивый и добрый, Он может быть суровым и грозным по отношению к тем, кто нарушает Его запреты. Коран, упоминая о страхе перед Всевышним, говорит верующим о том, что все их дела известны Ему. Это знание должно удерживать их от совершения греха. Только забывающие о Боге, то есть о Его всезнании и Его наказании, люди могут позволять себе неправильные поступки:

«О те, которые уверовали! Бойтесь (наказания) Аллаха, и пусть душа посмотрит, что она приготовила на завтрашний день. Бойтесь (наказания) Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете. Не будьте подобны тем, которые забыли Аллаха» (Собрание, 18-19).

Какой же можно сделать вывод? Некоторым людям, особенно тем, кто далек от религии, может показаться странным, что верующие могут как любить своего Творца, так и испытывать благоговейный страх перед Ним. Как же совместить эти два качества? Когда мы созерцаем сотворенный Им мир, мы восхищаемся Его мудростью и величием, это рождает в нас страх перед Богом. Когда мы понимаем, что Он сделал все это из любви и милости к нам, мы испытываем благодарность, которая рождает в нас любовь к Нему.

Также Создатель повелел людям совершать благие дела и воздерживаться от греха. Любовь и благодарность к Нему побуждает нас делать то, чем Господь будет доволен. А страх перед Его наказанием удерживает нас от греха, от всего, чем Он недоволен и что Он запретил совершать.

5 особенностей любви к Аллаху

Анна Кобулова

Социальные комментарии Cackle