Фото: elements.envato.com, автор: Rawpixel
«И пусть сохраняют целомудрие [избегают прелюбодеяния] те, кто не может вступить в брак [из-за отсутствия средств на махр и на обеспечение семьи], пока Аллах не обогатит их из Своих щедрот [и у них появится возможность вступить в брак]. Те [рабы и рабыни], кто хочет заключить договор «китаба» [договориться об освобождении из рабства за определенную плату или имущество], то заключите с ними такой договор, если вы видите в них хорошее [они достойны доверия и могут заработать сумму, достаточную для освобождения], и поделитесь [вы, их хозяева] с ними из того имущества, которое Аллах дал вам [помогайте им ускорить освобождение]. Не принуждайте ваших рабынь к распутству ради земных благ, [тем более] если они [сами] стараются сохранить целомудрие. Если кто-то принудит их к этому [то пусть покается и перестанет], ведь Аллах и после принуждения [этих рабынь] – Прощающий, Милующий [их]» (Ан-Нур, 33).
Об обстоятельствах ниспослания части этого аята “Если невольники, которыми овладели ваши десницы, хотят получить письмо о сумме выкупа, то дайте им такое письмо, если вы нашли в них добрые качества, и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам” говорится следующее: “У Хувайтиба ибн ‘Абдул-Уззы был раб по имени Субайх, который попросил своего господина освободить его (перевести на выкуп), и тот отказал ему. Вот после этого был ниспослан этот аят.
Самое лучшее лекарство от страха
После чего Хувайтиб освободил этого раба, взяв с него письменное обязательство выплатить 100 динаров и затем уменьшил эту сумму на 20 динаров. Субайх оплатил этот выкуп и стал свободным. Позже он погиб в бою в день Хунайна.
Об обстоятельствах же ниспослания части этого аята “Не принуждайте своих невольниц к блуду ради обретения тленных благ мирской жизни, если они желают блюсти целомудрие. Если же кто-либо принудит их к этому, то Аллах после принуждения их будет Прощающим, Милосердным” имеется несколько различных риваятов. Однако в них во всех речь идет про ‘Абдуллаха ибн Убайю и его невольниц.
От Джабира было передано: “Абдуллах ибн Убайй ибн Салюль велел одной из своих невольниц: “Пойди, заработай что-нибудь и принеси нам!”, принудив ее к блуду. После этого Аллах Всевышний ниспослал аят: “Не принуждайте своих невольниц к блуду ради обретения тленных благ мирской жизни, если они желают блюсти целомудрие. Если же кто-либо принудит их к этому, то Аллах после принуждения их будет Прощающим, Милосердным”.
Фото: elements.envato.com, автор: Pressmaster
В риваяте от Икримы он говорит: “У ‘Абдуллаха ибн Убайи была невольница, которая по велению своего господина совершила блуд, купила одежду на заработанные таким путем деньги и принесла своему хозяину. Ибн Убайй сказал ей: “Пойди, еще раз займись блудом!”
Невольница сказала: “Валлахи, я не буду этого делать. Если это что-то благое, то я много раз делала это. Если же это нечто плохое, то пришло время мне это бросить”. И вот про нее был ниспослан этот аят.
В другом дошедшем от Джабира риваяте сказано, что невольниц, которых ‘Абдуллах ибн Убайй принуждал к блуду, было две, их звали Мусайка и Умайма. Эти невольницы пришли к Пророку ﷺ и пожаловались, что их господин принуждает их к блуду. После этого был испослан этот аят.
Согласно риваяту, дошедшему от ‘Умара ибн Сабита, этой невольницей, которую ‘Абдуллах ибн Убайй принуждал к блуду, была Муаза, и она была мусульманкой.
«Не входите в чужие дома без разрешения»
Из книги “Асбабун-Нузуль”