Большая часть мусульманской общины огорожена от совершения таких крупных грехов, как убийство, употребления алкоголя или же совершение блуда. Тем не менее, каждый из нас часто оказывается в ловушке нашего собственного языка, который становится основной причиной отдаления человека от Аллаха Всемогущего и Его милости.
Совершение как незначительных, так и крупных грехов закрывают наше сердце от Всевышнего. Мы также должны всегда помнить о том, что проявляемое нами упорство в совершении мелких прегрешений превращает их в более крупные, всё больше отдаляя нас от Творца.
Благочестивые предки не уставали повторять, что поклонение нашему Создателю не должно завершаться чтением намаза или обязательным постом в священный месяц Рамадан. Истинность поклонения Всевышнему проявляется в чистоте помыслов и языка.
Человек распускает слухи, любит посудачить о людских недостатках, совершённых ошибках и произошедших скандалах. По мнению учёных, все эти разговоры представляют собой что-то вроде развлечения для людей. «Гыйбат – обеденный стол с собачьей едой, приправа пищи развратителя и отвлекающие дела», - говорили они.
Гыйбат и Бухтан
Абу Хурайра сообщил, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) однажды спросил сподвижников: «Вы знаете, что такое гыйбат (злословие)?» Они ответили: «Аллах и Его Посланник знают лучше». Он сказал: «Это если ты говоришь о своём брате нечто, что ему неприятно». Кто-то спросил: «А если то, что я говорю, правда?» Тогда Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Если это правда, то это злословие, если же это неправда, то ты оклеветал его» (передал Муслим).
Бухтан (клевета) – это когда вы говорите о своём брате что-то, что не соответствует действительности, тогда как гыйбат (злословие) – когда кто-то говорит о другом человеке правду, но это причиняет ему боль (в его отсутствие).
Так Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) определил понятие термина «злословие». Это значит негативно высказаться о своём товарище-мусульманине, обращая внимание на его тело, религию, жену, детей, одежду, походку, мимику или другое.
Стоит добавить ещё одну вещь: гыйбат может совершаться не только языком, но и через написанное слово, через язык тела. Он может быть явным и скрытым. Делать гыйбат – это, к примеру, делать акцент на том, что человек хромает, у него светлые волосы, тёмный цвет кожи. Что касается гыйбата в отношении религиозных воззрений человека, то злословить – это говорить, что этот человек лжец, угнетатель, не выражает должного почтения своим родителям или живёт в разврате.
Злословие – это мать грешников
Злословие – один из самых распространённых грехов, который люди совершают на подсознательном уровне не только при личных встречах, но даже и во время банкетов, свадебных церемоний, даже в печали. До тех пор, пока человеческий язык будет питаться людской честью, до тех пор люди будут погружены в злословие. Того, кто контролирует свой язык и каждую секунду помнит о вреде злословия, Аллах исцелит, исцелит и окружающих его людей.
Когда человек охраняет от пустых слов свой язык и проводит время в поминании Всевышнего, призывая к Нему, читая Коран, узнавая о добродетелях из Сунны Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) и вспоминает о высоких моральных качествах сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), то этот человек оберегает себя и своих близких.
Если же человек предпочтёт проводить время за обсуждением людей, то и он сам, и круг его общения будет наказан. Об этом можно понять из утверждения Умара (да будет доволен им Аллах), когда он сказал: «Поминания Аллаха – это лекарство, и упоминание людей – это болезнь…»
Гыйбат совершается не только языком
Как мы говорили выше, гыйбат совершается не только с помощью языка. Можно, к примеру, делать намёки, высказывать прямо или же делать жесты головой, использовать мимику. Всё это однозначно запрещено и в любой степени считается злословием.
При создании единого, нравственного, сильного общества мусульманам надо стремиться исключить напрочь из своей жизни любые проявления злословия или клеветы, иначе это разрушит целостность единого организма – уммы. Но если мусульманам всё равно, что их община переполнена ненавистью, враждой, завистью, переполнено горькими чувствами, то пусть они развяжут свои языки и совершают гыйбат.
Я знаю друзей, которые каждый вторник в течение 17 лет регулярно встречались. Когда я спросил о причине такого постоянства, то один из них ответил: «На наших встречах нет гыйбата, поэтому они длятся так долго», ведь если бы имело место быть злословие или сплетни, то уже давно прекратились бы эти встречи.
Насмешки и мимика также считаются злословием. Поэтому, когда кто-то имитирует походку хромого человека, особенности его движения с целью насмешки, то это наихудший вид злословия. Кроме того, злословие – это рисовать карикатуры на людей, превращая их в объект всеобщей насмешки. Было сказано: «Ручка – это другой язык». На что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) ответил: «Остерегайтесь злословия, поскольку это хуже, чем прелюбодеяние».
Права людей основываются на правосудии, на Конституции, тогда как права Аллаха – на прощении.
Если вы оклеветали или посмеялись над кем-то, то в обязательном порядке следует пойти к этому человеку, просить его о прощении, а после этого необходимо перед всеми рассказать о своём нынешнем отношении к этому человеку. И только в этом случае можно надеяться на прощение.
Аллах прощает нам все грехи перед Ним (стоит только покаяться), но наши грехи, совершённые перед другими людьми, будут прощены только тогда, когда эти люди сами простят нас.
Существует заблуждение, что после совершения Хаджа, прощаются все грехи. Действительно, те, кто совершают Хадж, возвращаются в этот мир безгрешными, как дитя. Но это касается лишь тех грехов, которые были совершены перед Господом. Однако, что касается грехов между двумя людьми, то даже после Хаджа они не будут прощены до тех пор, пока обиженный человек не простит вас.
Islam-today