Рамадан – это особенный месяц, когда верующие стараются умножить количество своего поклонения перед Всевышним, надеясь на обилие наград от Него. Существует особый намаз, который совершается только в ночи месяца Рамадан - речь идет о намазе под названием таравих. В этом году первый таравих-намаз будет прочитан 5 мая, то есть уже завтра.
Далее мы с помощью Всевышнего более подробно разберем порядок его совершения.
Что означает само слово таравих?
В арабском языке слово «таравих» является множественным числом от существительного «тарвиха», которое обозначает отдых или передышку. Молитва получила такое название, потому что она продолжается час или два, и между каждыми четырьмя ракаатами намаза верующие делают перерывы по несколько минут, во время которых читают зикр или дуа.
В религиозном праве (фихке) слово таравих относится к особому намазу месяца Рамадан, который совершается в двадцать ракаатов.
Каково положение намаза таравих в шариате?
Намаз считается сунной муаккада – сильно желательной сунной для всех верующих, мужчин и женщин. Как передается, Пророк (мир ему) говорил о молитве месяца Рамадан:
«Кто проводит Рамадан с верой (соблюдая пост и молясь) и в ожидании награды, тому будут прощены все его (малые) грехи, содеянные ранее» (Аль-Бухари, Муслим).
Когда выполняется намаз таравих?
Время выполнения этой молитвы начинается после совершения обязательного ночного намаза иша и продолжается до наступления утреннего намаза фаджр (но желательно совершать его в первую часть ночи). Намаз витр в таком случае совершается после намаза таравих, но допустимо его совершить и до таравиха. Пропущенный намаз таравих не восполняется.
История происхождения этого намаза
Передается, что Пророк Всевышнего (мир ему) совершал этот намаз в месяце Рамадан – иногда вместе с другими верующими, а иногда в одиночестве, поскольку опасался, что они истолкуют такое ежедневное совершение этого намаза с джамаатом как общую обязанность:
«Посланник Аллаха (мир ему) молился в одну из ночей, и люди молились за ним. Затем он молился в следующую ночь, и людей собралось еще больше. Они собрались на молитву в третью и в четвёртую ночи, но Посланник Аллаха (мир ему) не вышел к ним. Он вышел только на утро и сказал: «Я видел, что вы собрались, но не вышел к вам, потому что боялся, что эта молитва будет обязательной для вас».
Во время правления халифа Умара (да будет доволен им Аллах) намаз таравих стал совершаться каждую ночь месяца Рамадан коллективно, всеми верующими в мечети. Сподвижник Абдуррахман ибн Абдулькари рассказывает об истории этого установления:
«В одну из ночей Рамадана я отправился с Умаром ибн аль-Хаттабом в мечеть. Когда мы вошли, мы увидели, что люди молятся вразброд - кто-то молился один, за другим молилось несколько человек. Умар сказал: «Было бы хорошо объединить их для совместной молитвы за одним чтецом». Затем он собрал всех людей в джамаат за Убай бин Ка’бом. На следующую ночь мы с ним отправились в мечеть, и, увидев, что люди молятся за одним чтецом, Умар сказал: «Какое прекрасное новшество!»».
Ибн Хаджар подтверждает в «Фатхуль-Бари» что именно во время правления Умара намаз таравих начал совершаться общим джамаатом.
Несмотря на это, нет строгой обязанности совершать таравих непременно с джамаатом в мечети. Желающие могут читать этот намаз дома в одиночестве. Известно, что некоторые сподвижники и табиины - такие как Ибн Умар, Урва, Салим, Касим, Ибрахим и Нафи’ (да будет доволен ими Всевышний) совершали таравих дома в одиночестве.
Тот, кто будет совершать этот намаз дома, также считается исполнившим эту сунну – единственно, он лишается вознаграждения за совершение коллективного намаза в мечети.
Количество ракаатов в намазе таравих – 8 или 20?
К сожалению, каждый месяц Рамадан омрачается спорами между верующими – в каком количестве ракаатов совершается намаз таравих? Большая часть богословов – начиная со сподвижников, считала, что таравих совершается в двадцать ракаатов, то есть, в десять отдельных намазов по два ракаата (каждый из которых начинается такбиром, словами «Аллаху акбар» и заканчивается приветствием – таслим).
Это мнение, к примеру, приводится у имама Байхаки. Он приводит хадис с достоверной цепочкой, что во времена Умара (да будет доволен им Аллах) в месяц Рамадан совершалось по двадцать ракаатов таравиха. Имам Малик (да смилуется над ним Аллах) приводит следующее мнение: «Люди во времена Умара совершали в Рамадан двадцать три ракаата намаза». Имам Байхаки, объединяя оба эти сообщения, поясняет: «Три ракаата - это витр намаз».
Также известно, что двадцать ракаатов таравиха совершали почти все праведные халифы - Умар, Усман и Али (да будет доволен ими Аллах). Отсюда ученые делают вывод, что двадцать ракаатов будет считаться сунной – поскольку есть слова самого Посланника (мир ему): «Держитесь моей сунны и сунны праведных халифов, которые будут после меня» (Абу Дауд, Тирмизи, Ибн Маджа).
Однако некоторые мусульмане настаивают на том, что таравих следует совершать только в восемь ракаатов – а совершение двадцати ракаатов якобы является порицаемым новшеством. В доказательство своего мнения они приводят хадис от Аиши, супруги Пророка (мир ему):
«Посланник Аллаха не молился больше 11 ракатов ни в Рамадан, ни в другие месяцы. Сначала он совершал исполнял четыре ракаата и даже не стоит упоминать об их красоте и продолжительности, затем выполнял ещё четыре ракаата – и не спрашивайте об их красоте и длительности, после чего совершил три ракаата, и я спросила: «О Посланник Аллаха! Ты будешь спать прежде совершения намаза витр?» Он ответил: "О Аиша! Воистину, глаза мои спят, но не спит мое сердце»».
Однако, другие ученые считают, что в этом хадисе говорится о намазе тахаджуд. Известный современный ученый, муфтий Таки Усмани, пишет об этом:
«Я считаю, что в этом хадисе говорится не о намазе таравих, а о намазе тахаджуд. В пользу этого мнения говорит то, что таравих совершается в первую часть ночи, а тахаджуд — в последнюю часть ночи. Это видно из хадиса - Аиша (да будет доволен ей Аллах) спрашивает Пророка (мир ему): «Ты спишь перед тем, как совершать намаз витр?» Это показывает, что Аиша видела, как Посланник Аллаха (мир ему) совершал его в последнюю часть ночи. Но намаз таравих обычно совершался Пророком (мир ему) в первую часть ночи. Сподвижники всегда совершали таравих в первую часть ночи».
Разумеется, самый главный аргумент в пользу именно двадцати ракаатов – это единогласное мнение праведных халифов и других сподвижников, ведь никто из них никогда не рискнул бы вводить какие-то новшества в религию, если бы они не были уверены, что сам Пророк (мир ему) делал подобное и одобрил бы их.
Чтение Корана и сидение в молитве таравих
В некоторых мечетях принято прочитывать целый джуз (одну тридцатую часть) Корана во время таравиха каждый день Рамадана (чтобы, таким образом, закончить чтение Корана за месяц Рамадан). Но это следует делать только в том случае, если все верующие согласны на такое, среди них нет слабых и нездоровых людей, которых это может утомить и отвратить от совершения коллективного намаза.
Между каждыми четырьмя ракаатами (совершив два намаза по два ракаата) верующие делают небольшую передышку, когда они сидят и читают дуа, тасбих или зикр.
Во многих мечетях нашей страны традиционно принято читать следующее дуа во время сидения таравиха:
«Субхана зиль-мульки валь-малякут. Субхана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияи валь-джабарут. Субханаль-Маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут. Суббухун куддусун Раббуль-маляикяти вар-рух. Ля иляха илля ЛЛаху настагфирулла, нас’алюкяль-джанната ва на‘узу бика минан-нар»
Перевод:
«Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть. Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила). Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О, Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от ада».
Мы просим Всевышнего дать мусульманам силы для совершения ибадата месяца Рамадан.
Анна Кобулова