После того, как мекканские мушрики нарушили худайбийское перемирие, наш любимый Пророк выступил в поход во главе мусульман с целью завоевать Мекку - священный город Ислама, из которого некогда был изгнан. По пути Посланник Аллаха (мир ему) не встретил серьезного сопротивления. Ему было суждено легко войти в город, к которому он обращался с такими словами: «О, Мекка! Я никогда не расставался бы с тобой, если бы не был оторван от родных и близких и изгнан».
Как и следовало ожидать, мекканцы были сильно встревожены и напуганы, поскольку в течение долгих лет после начала пророческой миссии Посланника Аллаха (мир ему) эти идолопоклонники издевались над ним, унижали его и подвергали мучениям. Они тревожились, что Мухаммад и его сподвижники теперь могут отомстить им за их злодеяния, могут даже изрубить их мечами. Однако наш Пророк не стал поступать подобным образом. Он обратился к ним с такими словами: «Эй, мекканцы! Чего вы ждете от меня? Что мне делать с вами?»
Они сказали: «О, Мухаммад! Ты добрый человек и сын хорошего человека. Мы ждем от тебя только добра, тебе к лицу добродетель». Посланник Аллаха (мир ему) ответил им точно так же, как пророк Йусуф когда-то отвечал своим братьям: «Сегодня для вас нет порицания. Да простит и помилует вас Аллах, ибо Он прощающий и милосердный. Идите, все свободны».
После такого благородного поступка Посланника (мир ему) милости и примирения, который был образцом умения прощать, мекканские мушрики забыли свою ненависть и злобу. Многие из них тогда же обрели иман, удостоились чести принять Ислам. Как пророк Йусуф (а.с.) поступил в отношении своих братьев, бросивших его на смерть на дне колодца, так и наш Пророк не стал мстить или питать ненависть и злобу. Он простил их.
Мать правоверных Аиша однажды спросила у нашего Пророка (мир ему): «О, Посланник Аллаха! Были ли более тяжкие моменты в твоей жизни, чем во время сражения при Ухуде?» «В Таифе», - ответил Пророк. А ведь в сражении при Ухуде у нашего Пророка была поранена щека, выбит передний зуб, все лицо было в крови. И все же Пророк назвал Таиф как место самых тяжких испытаний.
Когда-то он отправился в город Таиф, чтобы призвать к Исламу племя сакиф. Однако они стали насмехаться над Пророком (мир ему) и обрушили на его голову град из камней. Благословенное лицо нашего Пророка было окровавлено, стекавшая кровь залила его обувь. В эту трудную минуту Посланник (мир ему) искал защиты у Аллаха и сообщил Милостивому о своем тяжелом положении.
Ему показался Джибриль (а.с.) и сказал: «Аллах услышал твои слова, о, Посланник Аллаха! Если пожелаешь, обрушим эти горы на их головы. Пусть они погибнут». В ответ на это наш Пророк произнес: «Нет, наоборот, я надеюсь, что Аллах когда-нибудь выведет из их рода таких потомков, которые уверуют в единственного Аллаха и станут поклоняться только Ему». Так наш Пророк простил даже жителей Таифа, забросавших его камнями.
Он произнес за них точно такую же молитву, как делал еще один святой пророк: «Аллах мой! Прости их, ибо они не ведают, что творят. Поистине, если бы они понимали, то не стали бы так поступать». Несмотря на жестокие мучения и издевательства, он не стал произносить им баддуа, не стал их проклинать, не согласился с предложением Всевышнего погубить их. И в самом деле, примерно через двенадцать лет жители Таифа сообщили Посланнику Аллаха, что тоже хотят стать мусульманами, и приняли Ислам.
Прощение - очень трудный и вместе с тем очень добродетельный поступок, который позволяет человеку избавиться от чувства ненависти, от желания отомстить. Когда один человек спросил у Пророка: «Сколько раз в день я должен прощать своего слугу?», тот ответил: «Прощай его по меньшей мере семьдесят раз».
Всевышний Аллах - прощающий, аль-Гафур. Он прощает грехи, скрывает вину и недостатки. Аллах велел нашему Пророку прощать, брать прощение за основу мотивов своих действий. Этого же Всевышний требует и от нас. Он хочет, чтобы мы почаще говорили: «Я прощаю тебя!» Для того, чтобы стать достойными прощения Аллаха, мы должны сами уметь прощать других людей.
Наш Пророк (мир ему) никогда не стремился отомстить своим врагам, прощал тех, кто причинял ему боль и страдания. Однако, конечно же, это не стало препятствием для распространения справедливости. Тем, кто попирал установления Аллаха, наш Пророк (мир ему) давал такое наказание, которого они заслужили. В один из дней он сказал Анасу (р.а.): «О, Анас! Старайся не встречать утро, проведя хотя бы одну ночь, не чувствуя сострадания и жалости к людям. Ведь это моя сунна, а кто станет соблюдать мою сунну, тот заслужит довольство Аллаха и удостоится рая».
Прощение - признак величия и прекрасная привычка. Это нелегкое дело, но оно позволяет человеку заслужить большое вознаграждение. Говоря об особенностях мусульман, великий Аллах сообщает: «Они сдерживают свой гнев и прощают людей». Досточтимая Аиша, повествуя о нраве нашего Пророка, говорила: «Он не говорил грубо и не сквернословил. Он говорил людям хорошие, добрые слова, не сердился и не обижался на людей, прощал их, не стремился отомстить». Посланник Аллаха простил даже иудейку, которая пыталась его отравить.
По семьдесят раз в день Посланник Аллаха (мир ему) просил прощения у Всевышнего. Мы также должны избрать для себя путь прощения и не торопиться отвечать на обиды. Как счастливы те, кто умеет прощать недостатки других, отказываясь от мщения. «О, рабы Аллаха! Не питайте ненависти друг к другу, не отворачивайтесь друг от друга. О, рабы Аллаха! Будьте все братьями!» Так велел нам Посланник Аллаха, и мы должны постараться прожить свою жизнь, руководствуясь этим повелением, стремясь к довольству Аллаха.
Islam-Today