Этот нюанс способен обесценить 500 лет непрерывного поклонения

Однажды посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал своим сподвижникам: «Только что у меня был Джебраил (алейхи салям).

Он сказал мне:

О, Мухаммад! Клянусь Аллахом, пославшим тебя с истиной, один человек (из числа прежних общин) в течении пятисот лет поклонялся Аллаху на вершине горы. Аллах Всевышний вывел для него у подножья горы родник и взрастил одно гранатовое дерево. Гранатовое дерево каждый день приносило только один плод. С наступлением вечера этот раб спускался к подножию горы, совершал омовение и, сорвав гранат, съедал его. Затем он снова поднимался на вершину горы и приступал к намазу. (Таким образом, он совершал поклонение до следующего вечера. Вечером спускался к подножию горы, совершал омовение и съедал гранат).

Этот раб обратился к Аллаху с такой мольбой: «О, Господь! Когда придет мой смертный час, возьми мою душу в момент, когда я буду находиться в саджда, пусть мое тело не сгниет в земле до того момента, как Ты воскресишь меня, и пусть ничто не причинит вреда моему телу». Аллах принял его дуа, и забрал его душу, когда тот находился в саджда. Возносясь на небеса, мы видим его, он находится там, в положении саджда. В день воскрешения Аллах Всевышний призовет его к себе и скажет:

- О, мой раб! Ввести ли Мне тебя в рай по своей милости или по твоим деяниям?

- О, Господь! Введи меня в рай по моим деяниям.

В ответ на это Аллах Всевышний, обращаясь к ангелам, скажет: «Сравните милость, дарованную Мной этому рабу, и его деяния. (То есть положите на одну чашу весов оказанную Мною милость, а на другую чашу – деяния этого раба).

Пятьсот лет поклонения будут приравнены к милости обладания одним глазом. Для сравнения с другими благами деяний не останется. На это Аллах Всевышний скажет ангелам: «Бросьте моего раба в ад».

Раб скажет: «Господь мой! Введи меня в рай по своей милости». Аллах прикажет привести к нему раба, и обращаясь к нему скажет:

- О, Мой раб! Кто создал тебя?
- Ты, Господи!
- Это произошло по твоим делам или по Моей милости?
- По твоей милости!
- Кто дал тебе силы совершать поклонение на протяжении пятисот лет?
- Ты, Господь мой!

- Кто спустил тебя с горы, находящейся на острове? Кто вывел для тебя источник с пресной водой вместо соленой? Кто каждый день взращивал для тебя один плод граната, тогда как гранатовое дерево плодоносит один раз в год. Ты просил Меня забрать твою душу в саджда, Я сделал и это. Кто сделал для тебя все это?
- Ты, Господи!
- Все это Я сделал для тебя по своей милости. А теперь по своей милости Я ввожу тебя в рай»  (Рухуль-Байан 9-374).

Благодарность проявляется только взамен блага. Например, если кого-то спрашивают «Как твое здоровье?», то если он не болен, отвечает: «Спасибо, хорошо». Однако если он болен, то не говорит: «Спасибо, болен». Так как благодарность является причиной увеличения благ, то в этом случае получается, что человек говорит: «О, мой Господь! Увеличь мою болезнь».

В такой ситуации следует говорить «Альхамдулиллях». Так как «хамд» делается и во благе, и в беде. Мудростью «хамда» в трудной ситуации является следующее: Аллах мог ниспослать гораздо большее бедствие или более сильную болезнь. Говоря «альхамдулиллях», мы говорим: «Альхамду-лиллях болит голова, но зато ничто другое не болит».

Размышляя о мирских благах, человек должен смотреть на тех, кто находится в более тяжелом положении, чем он. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«В вопросах мирских благ смотрите на тех, кто обладает меньшими возможностями, не смотрите на тех, кто находится большем достатке, чем вы. Так как это будет причиной того, что вы не станете недооценивать милость Аллаха» .

Что же касается вопросов ахира, то есть благочестивых деяний, то здесь следует обращать внимание на тех, кто находится в более достойном положении, чем мы, то есть те, кто совершает больше поклонений. Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Есть два качества, благодаря которым Аллах запишет человека, обладающего ими, в число благодарных и терпеливых:

Того, кто в вопросах мирских благ, смотрит на тех, кто находится в более трудном положении, чем он, и благодарит Аллаха за дарованные ему блага.

Того, кто в вопросах религии смотрит на тех, кто больше него совершает поклонений, и стремится стать как они».

"Рассказы и назидания из тафсира «Рухуль-Байан»"

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle