В этом риваяте речь идет о хазрати Али (мир ему), о том, как он уходя в мир иной, наставлял свои сыновей Хасана и Хусейна. Слова умудренного жизненным опытом человека будут полезны для вас, уважаемы читатели, а потому приведем их без сокращений:
«О, мои дорогие сыновья, мои наследники!
Призываю вас прежде всего почитать и бояться Аллаха Та’аля, помнить о предстоящей жизни в ахирате и не увлекаться соблазнами мирской суеты.
Не стоит слишком разочаровываться и убиваться, если вас постигла неудача в этой жизни и произошла утрата чего-то ценного.
Дни ваши посвящайте добрым деяниям – защищайте униженных, осуждайте злодеев».
Затем хазрати Али (мир ему) подозвал к себе другого сына Мухаммада Ханафи и спросил у него: «Сын мой! Ты слышал наставление, которое я дал твоим старшим братьям? Оно касается и тебя. Помимо этого ты помни о своих родных братьях и бережно относись к ним и без их согласия не совершай деяний». Обращаясь к Хасану и Хусаину, отец промолвил: «Дети мои, я доверяю вам заботу о Мухаммаде. Он ваш близкий родственник и мой любимый младший сын, призываю и вас любить его и жаловать. Дорогие мои сыновья, всегда и везде – дома или в странствии помните о Всевышнем, трепещите перед Ним и бойтесь Его гнева – и в радости и в беде не отстраняйтесь Божьей истины, придерживайтесь Его пути. Будьте справедливы по отношению к своим друзьям и противникам.
Довольствуйтесь и благодарите Всевышнего за Его милость или за те, испытания, которые Он вам ниспослал. Каждый удостоится места в раю только пройдя трудные испытания. Преодолеть эти трудности будет сложно, однако они неминуемы. Остерегайтесь всего недозволенного, так как это приведет в Геенну. Если человек будет довольствоваться тем, чего удостоил и вознаградил его Аллах Та’аля, то он не станет тужить о потерях и неудачах. Тот, кто выхватит из ножен мечь гнева и разврата, тот и найдет свою погибель от этого меча.
Каждый кто будет рыть колодец для своего ближнего муэмина, сам же попадет в него. Возгордившийся и тщеславный совершит непоправимые ошибки и прегрешения. Высокомерие также не приведет к добру. Человек посещающий злачные места, где собираются всякого рода мерзавцы, даже если не совершит ничего греховного, не будет отстранен от ответственности.
Тот, кто будет пребывать в обществе с учеными и богословами, удостоится почестей и величия и, напротив, кто будет посвящать свои дни праздности и развлечениям утратит все уважение в лице окружающих. Многословие и велеречивость подчас ведут к ошибкам и грехопадению. Все кто лишен благопристойности и адаба, лишены богобоязненности и набожности, а потому их души – мертвы и место им в аду. Воистину адаб или благопристойность словно весы, на которых взвешиваются наши деяния. О, дети мои! Если здоровье и сила состоят из десяти долей, то девять из них зависят от зикров Аллаха Та’аля. Сыны мои!
Венцом богатства и роскоши является благодарность Всевышнему, а бедность следует переносить терпеливо и смиренно. Благородство Ислама и глубокая богобоязненность заключены в великих знамениях, покаянии, мольбах Всевышнего о прощении и что может быть превыше них!»
Из книги Каюма Насыри «Фавакихуль джулюса» («Плоды для угощения собеседника»).