Продолжаем публикацию уникального произведения эпохи Средневековья – «Каландар-наме». Его уникальность, в первую очередь, заключается в том, что это, по сути, единственное известное нам сегодня полноценное богословское сочинение, созданное в Золотой Орде. Его автор – имам города Солхат (совр. Старый Крым) Абу Бакр Каландар, по мнению исследователей, был одним из приближенных богословов хана Узбека, при котором, как известно, ислам был провозглашен государственной религией Золотой Орды.
С публикацией этого труда мы получаем прекрасный исторический источник, который будет интересен исследователям религиозной жизни и истории, как Золотой Орды, так и мусульманского Востока. В этом сочинении содержатся новые и неизвестные ранее науки сведения по истории ислама и суфизма. Изучение данного сочинения, несомненно, приоткроет завесу тайны и неизвестности, долгое время покрывавшую культуру и образ жизни мусульманского населения Золотой Орды, а также его связи с различными регионами обширного мусульманского мира.
Глава 35. Разъяснение того, что представляет собой терпение – одну из милостей Аллаха
Терпи все, что с тобой происходит,
Все это считай целиком от Аллаха [исходящим].
Милость Аллаха состоит в терпении, несомненно.
В терпеливости все время ты найдешь защиту.
Терпение является лекарством от всякого недуга.
Терпение от веры [исходит] у каждого человека.
Если воспитаешь [в себе] терпение пророка Айюба (Иова)37,
От грехов твоих не останется [даже] несколько крошек.
О терпеливейших из терпеливых (сабирун ас-сабирун)38 от Истинного (Хак) услышь,
Терпи и в делах [своих] ступай неспешно.
Сколько же [еще] ты будешь лишенным терпения в смятении?
Терпи и горькое сладко испей.
Считай терпение подобным успеху.
Терпение есть милость Вечного Истинного (Хак).
Если ты беден [и] терпелив, то обладаешь ты милостью,
А если нет, то все так же ты в затруднении [пребываешь].
Поскольку удел дервишей (букв. бедняков – прим. ред.) – терпеливость,
Ветка ключа к радости (мифтах аль-фарадж)39 изобилует плодами.
Зимой тебе следует [проявлять] терпение,
А весной нюхай цветы и срывай их.
Терпение подобно спелому плоду.
То лакомство достойно людей [Божьих].
Кто в делах терпение проявил,
Того терпение сделало по-львиному храбрым (ширмард) и тигром.
Если ты [один] из людей Божьих, то терпи,
Терпеливостью [своей] сломанное поправь.
Если служит тебе терпение указателем и проводником,
Оно будет лучше для тебя, чем все искусства и ремесла.
___________________________________
[37] - Айюб (библ. Иов) – пророк, посланный народу Израиля, история которого приводится в Коране как назидание верующим о том, что Аллах всегда помогает тем, кто проявляет терпение и полагается на Него.
[38] - Здесь возможна искаженная цитата из Корана или ошибка переписчика: «А опередившие – опередившие» (56:10).
[39] - Аллюзия на знаменитую арабскую пословицу, которую иногда относят к пророческим хадисам: «Терпение – ключ к радости».
Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное. - Пер. с перс. И.Р.Гибадуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. - Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017.