Эти наставления Имама А'зама Абу Ханифа, состоящие из 12 положений, составляют основу вероучения приверженцев Сунны – Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а. Кто покинет этот мир с твердой верой в эти положения, окажется в числе спасшихся.
1. В вопросах Веры
а) Вера Действительна (Сахих) тогда, когда утверждена в сердце (Тасдык) и выражена словесно (Икрар).
б) Вера не может ни Увеличиваться, ни Уменьшаться, так как увеличение Веры (Иман) предполагало бы уменьшение Неверия (Куфр).
в) Человек не может Сомневаться в своей вере.
г) Представители Общины Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), следующие Единобожию (ахл-и Таухид, ахл-и Кибла), не становятся неверующими (кяфирами) из-за совершения ими грехов.
д) И Добро, и Несчастья от Аллаха (Хайрихи ва Шаррихи мин Аллаху Тааля). Если же кто-либо будет верить, что несчастья исходят от кого-либо другого, тот станет многобожником (Мушриком).
2. Деяния бывают трех видов
а) Деяния Обязательные (Фарды).
б) Проявление Добродетели (Фазилят).
в) Деяния Греховные (Гунах).
а) Деяния Обязательные (Фарды) человек совершает по приказу Аллаха, по Его творению, по Его желанию, по Его любви, по Его предопределению, по Его знанию и по записи на Скрижали (Лявх-иль-Махфуз).
б) Проявление Добродетели (Фазилят) человеком происходит не по приказу Аллаха, но по Его любви к Своему рабу, по Его воле, по Его предопределению, по Его знанию и по записи на Скрижали.О совершающих Добродеяния сказано в Коране:
"Teм, кoтopыe дoбpoдeяли, - дoбpoe и пpидaчa; и нe пoкpoeт иx лицa пыль и yнижeниe. Этo - oбитaтeли paя, в нeм oни пpeбывaют вeчнo" (10: 26).
в) Деяния Греховные (Гунах) человек совершает не по приказу Аллаха, не по Его любви к Своему рабу, не по Его содействию, но по Его воле, по Его предопределению и по записи на Скрижали. В связи с этим, впоследствии с раба Аллаха будет взыскано, так как грехи совершались им по его выбору.
3. Расположение Аллаха на Арше (Истива) не означает того, что Он буквально сидит на Арше (на троне). Всевышний Аллах не нуждается в том, чтобы располагаться в каком-либо месте. Он также не нуждается во времени. Арш является Его творением (Махлюк). Раньше арша не было. (Аллах вечен, а арш, трон и время были сотворены позже).
4. Благородный Коран является Словом Всевышнего Аллаха, а не Его творением (не махлюк). Эти слова пишутся в Книге (Мусхаф), читаются людьми и сохраняются в их душах. В виду того, что люди нуждаются в чтении Корана, все вспомогательные средства – чернила, бумага, способ написания, буквы и составленные из букв слова, предложения – являются сотворенными, так как созданы позже. Слово же Аллаха не создано Им позже. Если кто-либо будет утверждать, что Коран является созданием (махлюк), тот станет кяфиром (неверующим).
5. Высокие степени. В общине (умме) Пророка (мир ему и благословение Аллаха) самыми высокими Степенями после него обладают последовательно: хазрат Абу Бакр; хазрат Умар б. Хаттаб, хазрат Усман б. Аффан, и после него хазрат Али б. Аби Талиб (да будет доволен ими Аллах). То есть, последовательность их высоких степеней соответствует очередности их правления в качестве первых праведных халифов (аль-хуляфа ар-рашидун). Сказано о них в Коране:
"И предварившие – предварившие? Эти – те, которые будут приближены в садах благодати" (56: 10-12). Каждый верующий (Му'мин), который любит первых халифов, является "Муттаки" – обладает высокой степенью богобоязненности. Те же, которые выступают против кого-либо из них – лицемеры (Мунафык) и преступники (Шаки).
6. Раб Аллаха является Сотворенным Вместе со всеми своими Действиями. Все Деяния, Высказывания, Знания раба божьего являются "Махлюк" - творением Аллаха. Совершенно естественно, что если сотворен тот, кто совершает действия, то, стало быть, и все его действия так же сотворены.
7. Создателем и дающим пропитание (Ризык) является Аллах. Сказано в Благородном Коране:
"Аллах – тот, который сотворил вас, потом оделил вас, потом умертвит вас, потом оживит вас…" (30: 40). Человек может добывать себе пропитание (Касб), используя свои знания. Добывать, зарабатывать себе имущество Дозволенным Способом – Дозволено (Халял), а Недозволенным Способом – Запрещено (Харам). Люди делятся на три группы. Одни из них – это Верующие (Му'мины), искренние в своей Вере. Другие – упорствующие в отрицании Единого Создателя – Неверующие (Кафиры). Третьи – погрязшие в обмане Лицемеры (Мунафыки). Всевышний Аллах Предписал к Обязательному исполнению (Фард): Му'минам – праведную жизнь (Амаль) и поклонение (Ибадат); Лицемерам – Предписана Искренность (Ихляс), а Кафирам – уверование (иман), так как сказано в Коране:
"O люди! Пoклoняйтecь вaшeмy Гocпoдy, кoтopый coтвopил вac и тex, ктo был дo вac, - мoжeт быть, вы бyдeтe бoгoбoязнeнны!" (2: 21).
8. Всевышний Аллах Не нуждается Ни в чем!
Продожение следует...
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»