Все мы порой посещаем кладбище. У одного умрет друг, у другого – родственник. Однако мало кто задумывается о том, как надо себя вести на кладбище и что говорить. А ведь существует этика посещения могил, сформированная согласно сунне Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Здесь мы поговорим о том, как нужно вести себя мусульманину, который участвовал в погребении человека.
Имам ан-Навави (да помилует его Аллах) говорил: «Когда усопшего опустят в могилу, стоящим над ней желательно трижды бросить в нее горсть земли. При первом броске необходимо сказать: «Мы сотворили вас из нее», при втором: «В нее Мы вас вернем», а при третьем: «И из нее выведем еще раз» («Та Ха», 55).
На вопрос: «Сколько нужно оставаться у могилы усопшего?», можно сказать, что это зависит от конкретного случая и самих присутствующих. Однако предания предшественников указывают на то, что после захоронения умершего стоит задержаться у его могилы в качестве поддержки для него, а также для того, чтобы люди поразмышляли над смертью и получили назидание. В сборнике Муслима приводятся слова Амра ибн аль-Аса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Когда вы погребете мое тело, задержитесь у моей могилы на такое время, за какое обычно режут верблюда и разделывается ее туша. Это будет для меня поддержкой, когда я буду отвечать на вопросы ангелов».
Вопросы, задаваемые в могиле, на которые каждый должен знать ответ
Следующей сунной после погребения является мольба за усопших. Абу Дауд и аль-Байхаки передали хадис, в котором Усман ибн Аффан рассказывал: «Когда люди заканчивали погребение, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил им: «Просите прощения и стойкости для своего брата, ведь сейчас ангелы задают ему вопросы».
Люди, которые смогут избежать мучений в могиле. Кто они?
Можно ли читать Коран у могил?
Этот вопрос не дает покоя некоторым людям, которые считают, что чтение Корана возле могил является страшным нововведением. Однако высказывания и поступки предшественников указывают на обратное. Имам аш-Шафии (да помилует его Аллах) говорил: «Желательно после погребения прочитать часть Корана возле могилы усопшего. Если же люди сделают хатм (то есть, прочтут весь Коран), то это будет лучше».
В сборнике имама аль-Байхаки приводится сообщение, в котором Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Желательно у могилы усопшего читать первые и последние аяты суры «аль-Бакара».
Сура Корана, которая защитит вас в Судный день
«аль-Азкар», имам ан-Навави, стр. 137