Фото: taniasauri/elements.envato.com
Ислам запрещает греховные речи, которые могут привести вред людям. Также ислам запрещает чрезмерность в шутках и смехе. Люди не всегда думают дважды перед тем, как произнести что-либо. Мы часто забываем, что каждое наше слово записывается и будет предъявлено нам в День суда.
В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Тот, кто верит в Аллаха и день суда, должен говорить благое или молчать».
Греховная речь может проявляться в разнообразных формах. Наиболее распространенной формой которой является сплетни. Сплетни бывают двух видов: злословие, что значит негативно отзываться о человеке, которого нет рядом, даже если это правда. Второй вид – клевета, что означает наговаривать о человеке, которого нет рядом. Это включает в себя подозрения без доказательств и поиск недостатков в других людях.
Аллах запретил все вышеуказанное в следующем аяте: «О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-то из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение?» (49: 12).
Эти грехи, порождаемые нашим языком, к которым мы часто относимся легкомысленно, на самом деле являются причиной многих бед. Они становятся препятствием к единству. Если мы постоянно думаем негативно о ком-то, ищем в нем изъяны и распространяем сплетни, как мы можем стремиться к единству, дружбе и пониманию?
В человеческой природе заложено стремление к радости и веселью, смеху. Ислам не запрещает этого, не требует от нас строгости и серьезности на протяжении всего времени. Он не запрещает смех и юмор. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему) иногда смеялся так, что были видны его коренные зубы.
Тем не менее, ислам – религия умеренности, и существуют определенные рамки относительно смеха. В этой связи Пророк (мир ему и благословение) запретил шутить слишком много, отмечая, что излишний смех убивает сердце.
Также Он (мир ему) сказал: «Если бы вы знали то, что знаю я, вы бы меньше смеялись и больше плакали».
Умеренность важна во всем, и в юморе тоже. Кроме того, важно понимать, что есть уместное для этого время, а есть моменты, когда необходима серьезность, а шутки неуместны. Причиной подобного предписания является то, что излишний смех заставляет людей воспринимать жизнь несерьезно, и они начинают видеть смешное даже в ненужных вещах. Такие люди настолько привыкают к забавам, что становятся не в состоянии воспринимать речь других людей всерьез и делают насмешки из всего, что их окружает. Вот что значит излишний смех притупляет сердце.
Поэтому верующий должен четко осознавать, что жизнь серьезна, есть вещи с которыми нельзя шутить и смеяться и есть время, когда смех и шутки уместны и когда нет.
Ислам также запрещает насмешки и издевательства, ибо от них исходит вред. Относительно насмешек Всевышний говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками» (49: 11).
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Поистине, перед людьми, издевающимися над другими, откроют врата Рая и скажут одному из них: «Иди сюда»; и когда он подойдёт со своей тревогой и печалью, закроют их перед ним. Потом откроют другие врата и позовут: «Спеши сюда»; но когда он снова подойдёт со своею печалью и тревогой, вновь закроют их перед ним. И будут так делать всякий раз, до тех пор, пока человек не откажется идти к открытым вратам, куда его вновь позовут словами: «Иди сюда».
Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Горе тому, кто говорит ложь, чтобы рассмешить людей».
Наконец, запрещено всячески шутить о святом – об Аллахе, его посланнике и обо всем, что касается ислама. Такие шутки могут выводить человека из ислама и рассматриваться как куфр.
Ислам предписывает совершенный баланс между действиями, переход за границы которого, безусловно, принесет вред. Обладать чувством юмора, улыбаться и смеяться в дозволенной форме является сунной посланника Аллаха (мир ему), но смех, переходящий границы, насмешки, издевательства, причинение вреда с целью посмеяться запрещены нашей религией.
Сайда Хайат
Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!