Давайте начнём новую неделю с прекрасных аятов Священного Корана, в которых говорится о доброте.
Что такое доброта? Это универсальное качество, которое понятно всем людям и вряд ли нуждается в обучении на самом базовом и элементарном уровне. Даже животные проявляют доброту к себе подобным и к человеку.
Нашему сердцу приятно проявлять доброту по отношению к живым существам, приятно и когда другие добры к нам.
Одновременно с этим, когда мы сталкиваемся с несправедливостью, жестокостью, то искренне презираем их. Это происходит, потому что доброта является частью нашего естества, заложенного Самим Создателем.
В Благородном Коране можно найти множество аятов, где излагаются некоторые принципы и особенности доброты. Мы собрали пять самых главных моментов.
В некоторых аятах Священного Корана мы можем найти одно из 99 имён Всевышнего Создателя – «Рауф», что можно перевести как добрый.
«А те [верующие], что придут после них [поколения сподвижников], будут говорить: «Господи! Прости нас и наших братьев, опередивших нас в вере! Пусть не будет в наших сердцах ненависти и зависти к верующим. Господи! Поистине, Ты – Снисходительный, Милующий» (аль-Хашр, 10 аят).
Этот аят является дуа, которую мы должны регулярно повторять, чтобы облегчить в наших сердцах, искоренить любое проявление даже небольшого негодования по отношению к другим мусульманам. Ведь одним из естественных последствий отсутствия обиды на кого-либо является проявление доброты.
Иногда проявление доброты ценится Аллахом гораздо выше, чем раздача милостыни, за которой следует злоба или гнев. Об этом сказано и в Священном Коране.
«Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует нанесение обиды. И Аллах – Тот, Кто ни в ком и ни в чем не нуждается, Отменяющий наказание» (Аль-Бакара, 263 аят).
Под «нанесением обиды» может пониматься и хвастовство совершённым благим делом или укор в отношении того, кому была предназначена милостыня. В таком случае лучше вообще ничего не давать или же просто проявить доброту.
Добрые дела, такие как молитва, пост и благотворительность, могут быть испорчены дурными намерениями. Доброта – это такое удивительное качество, которое по сути своей не может содержать в себе плохие намерения.
В суре «ан-Ниса» Аллах объясняет мусульманам правила наследования. В 7 аяте говорится о том, кто получает долю наследства, когда умирают родители или близкие родственники. Это наследство является ваджибом (обязательным для передачи). Далее говорится:
«Если при распределении наследства присутствуют обладатели родства [не имеющие права наследования], сироты и бедняки, то дайте им [что-нибудь] из него [из наследства] и скажите им что-то хорошее [в утешение]» (ан-Ниса, 8 аят).
Здесь речь идёт о людях, которым не является ваджибом передавать наследство, но, если они находятся там во время раздела имущества, рекомендуется дать им что-нибудь. Одна из таких групп – сироты.
В Коране есть множество аятов, в которых говорится о том, как нужно относиться к сиротам, которые являются одним из наиболее уязвимых слоёв общества и нуждаются в особой защите и сострадании.
«Поэтому не обижай сироту» (ад-Духа, 9 аят).
Призыв должен происходить с большой осторожностью и добротой. Пророк ﷺ получил указание от Всевышнего Создателя сначала призывать к исламу своих близких родственников, проявляя бесконечную доброту к тем, кто решил встать на путь ислама.
«И будь снисходителен к верующим, которые следуют за тобой» (аш-Шуара, 215 аят).
Это своеобразный урок для нас. Зачастую мы радостно приветствуем новых мусульман, встречаем их с распростёртыми объятиями, но, как правило, спустя какое-то время забываем о новых членах нашего общества.
Не всегда мы помогаем таким людям интегрироваться в новую реальность, оставляя их один на один с множеством непростых вопросов и иногда без поддержки семьи.
Как же поступал Пророк ﷺ в подобных ситуациях? Он обращался с ними мягко и не обременял их, чтобы они не покинули лоно ислама.
Мы обязаны быть добрыми к нашим родителям, даже если они не добры к нам. Мы должны повиноваться им во всех вопросах, если только они не потребуют совершения греховного.
«И Мы приказали человеку быть добрым со своими родителями. Его мать носила его [в утробе], испытывая слабость за слабостью, и она отняла его от груди [только] через два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне – возвращение. А если они [родители] будут принуждать тебя поклоняться помимо Меня кому-либо, о ком ты не знаешь [кто не достоин поклонения], то не подчиняйся им. Относись к ним всю эту жизнь по-доброму. Иди путём тех, кто обратился ко Мне [с поклонением, подчинившись Моим повелениям]. Затем вы все вернётесь ко Мне, и Я расскажу вам обо всём, что вы делали [в земной жизни, и воздам вам по вашим поступкам]» (Лукман, 14-15 аяты).
Все фото: shutterstock.com.