Слова «суфий» и «тасаввуф» не упоминаются в Куръане или хадисах, эти понятия не были известны сподвижникам пророка Мухаммада ﷺ и их ученикам (табиʻун, мн.ч. атбаʻун). Однако в их эпоху суфизм по своей сути был. Это была эра особо набожных людей, которые всецело покорились Аллаху.
Сподвижники буквально соревновались в подражании и следовании Пророку ﷺ во всём. И не было никакой нужды называть суфизмом науку, которая учила бы их тому, чем они были заняты всё время.
В эпоху атбаʻут-табиʻин, то есть следующего за табиʻинами поколения былое духовное совершенство стало понемногу ослаАллаху телом и душой, и это побудило тех из них, кто сохранил духовное совершенство, создать науку суфизм. Термин «суфий» закрепился за этими людьми не сразу. Сначала употребляли следующие названия: поклоняющийся (ʻабид, мн.ч. ʻуббад), набожный (захид, мн.ч. зуххад), аскет (насик, мн.ч. нуссак).
Считается, что первым человеком, которого назвали суфием был Джабир бин Хайян (721-815), согласно другому преданию ― Абу Хашим (ум. в VIII в.). Оба жили в Куфе. Таким образом, можно говорить о том, что это понятие впервые возникло в VIII веке в центре Ирака.
Рамадан в Стамбуле глазами татарского суфия (Фото)
Нет единого мнения в вопросе о том, от какого корня происходят слова «суфий» и «тасаввуф». Некоторые ученые, как ʻАбдулкарим аль-Кушайри и ʻАли аль-Худжвири, говорят, что слово «суфий» не является производным от какого бы то ни было арабского слова, в крайнем случае, возможно, это было просто прозвище.
Те, кто придерживается мнения, что слова «суфий» и «тасаввуф» имеют арабский корень, не имеют единого мнения относительно слова, от которого они произошли, и выдвигают разные версии.
Некоторые исследователи считают, что слово «тасаввуф» произошло от арабского «сыфат» (свойство), так как суфий воплощает в себе лучшие из человеческих качеств. Другие утверждают, что это слово происходит от арабского «сафа» (чистота), так как суфий освободил своё сердце от негативных качеств.
В этой связи Абу аль-Фатх аль-Бусди отметил: «Люди спорят о слове «суфий» и расходятся во мнениях. Многие полагают, что оно происходит от «суфф» (шерсть). Я же не отношу этот термин к кому-либо иному, кроме как к человеку, который очистился, – он и есть суфий».
Есть ученые, которые придерживаются мнения, что слово «суфий» произошло от словосочетания «саффун авваль» (первый ряд), которое означает, что суфии находятся перед Богом в первом ряду из-за усердия в богоугодных делах.
Некоторые возводили слово «тасаввуф» к словосочетанию «асхаб ас-суффа» (люди скамьи или обитатели навеса), обозначавшему бедных сподвижников пророка Мухаммада (мир ему и благословение), которые жили в мечети пророка (масжид ан-набави).
Среди обитателей навеса были известные передатчики хадисов (Абу Хурайра, ʻАбдулла ибн ʻУмар и Абу Саʻид аль-Худри), первые муэдзины (Билал ибн Рабах и ʻАбдулла ибн Умм Мактум) и другие видные сподвижники Пророка (мир ему и благословение) такие как Абу Зарр аль-Гифари, Хузайфа ибн аль-Яман, Хаббаб ибн аль-Арат, Салман аль-Фариси, Сухайб ар-Руми, ʻУкба ибн Амир.
Юнус Эмре: что известно о великом поэте и суфии?
«Асхаб ас-суффа» или «ахль ас-суффа» были образцами аскетизма и праведности. Они непрерывно молились и крайне редко без надобности покидали мечеть. Они никогда не нищенствовали и старались в меру своих возможностей трудиться и удовлетворять свои жизненные потребности.
В 28 аяте суры «аль-Кахф» Всевышний Аллах восхваляет сахабов из числа «ахль ас-суффа» и велит Пророку (мир ему и благословение) находится рядом с ними:
وَاصْبِْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِلْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ وَلَ تَعْدُ
عَيْنَاكَ عَنْهُمْ تُرِيدُ زِينَةَ الَْيَاةِ الدُّنْيَا وَلَ تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَن ذِكْرِنَ وَاتَّبَعَ هَوَاهُ
وَكَانَ أَمْرُهُ فرُُطًا
«Будь же терпелив вместе с теми, кто молит своего Господа по утрам и по вечерам, и стремится [через свое поклонение] к Его довольству. Не оставляй их без внимания ради красот этого мира. Не подчиняйся тем, чьи сердца Мы сделали беспечными к поминанию Нас, кто потакает своим прихотям и чьи дела окажутся тщетными» (Передается, что однажды богатые курайшиты пришли к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и увидели, что тот сидит с такими бедняками из числа верующих, как Сухайб ар-Руми, Биляль ибн Рабах, Аммар ибн Ясир. Они отвели Пророка ﷺ в сторону и сказали: «Мы просим тебя сделать для нас отдельное собрание, чтобы арабы поняли наше превосходство. К тебе приходят арабы, и нам будет стыдно, если они увидят, как мы сидим с этими рабами. Поэтому, когда мы будем приходить к тебе, заставь их уйти, а когда мы уйдем, то, если хочешь, можешь продолжать сидеть с ними». Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сначала согласился, но затем был ниспослан аят с повелением не делать так (Ибн Маджа).
Наибольшее распространение получила версия происхождения слова «суфий» от корня «суф», что с арабского переводится как «шерсть».
Один из ранних классиков суфизма Абу Наср ас-Саррадж (ум. в 988 г.) считает, что именно от этого корня произошло слово «суфий», потому что, как он утверждает, пророки, авлия (друзья Аллаха) и асфия (очистившие свои сердца) имелиобычай носить шерстяную одежду.
Ас-Саррадж мотивирует это тем, что именовать людей по одежде, которую они носят, является старым обычаем и что сподвижников пророка ʻИсы (мир ему) из-за их обычая носить белую одежду прозвали «хаварийун» (апостолы), что означает «носящие белые одежды». Также и суфиев, проводит аналогию ас-Саррадж, носивших шерстяные одежды, прозвали суфиями, а их учение получило название «тасаввуф». Этой версии придерживались также такие известные ученые как Абу Бакр аль-Калабади, Абу Нуʻайм, аль-Газали, ибн аль-Джаузи, ас-Сухраварди и др.
Среди современных исследователей тасаввуфа к этой точке зрения присоединяется А.А. Хисматуллин, который пишет, что более или менее общепризнанным считается происхождение термина «суфий» от «суф», так как одежда из шерсти, будучи теплой и, что немаловажно, ноской, издавна являлась атрибутом аскетического и отшельнического образа жизни.
Беспечность, которая привела к тридцати годам покаяния
Сабиров Н.Р. «Тасаввуф»