Ученые Ислама подразделяют Сподвижников на три группы:
Мухаджиры - сподвижники, совершившие Хиджру - переселившиеся в Медину из Мекки или из других мест. Они оставили свое имущество, близких родственников, Родину ради Ислама.
Ансары - мусульмане, проживающие в Медине или поблизости, а также мусульмане племен Авс и Хазрадж, оказавшие активное содействие Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха).
Другие Сподвижники - те, кто принял Ислам в разных местах и в самой Мекке, после взятия этого города. Их не называют ни Мухаджирами, ни Ансарами, а только Сахабами.
После Пророков, самыми достойными среди людей являются Сподвижники. А среди Сподвижников поочередно четыре Праведных Халифа – Абу Бакр, Умар, Усман, Али, да будет доволен ими Аллах субхана ва тааля. Следом идут оставшиеся 6 сподвижников из 10 (Талха б. Убайдуллах, Зубайр б. Аввам, Абдуррахман б. Авф, Сад б. Аби Ваккас, Саид б. Зейд, Абу Убайда б. Джаррах), которым еще при жизни было сообщено, что они попадут в Рай. За ними идут внуки Пророка Аллаха Хасан и Хусейн. После этих 12 человек: 313 участников битвы при Бадре; 700 участников битвы при Ухуде; 1400 сподвижников, давшие клятву Пророку Аллаха в 6-м году хиджры - "Победа или Смерть", названную впоследствии: "Клятва под Деревом".
Пророк Аллаха о сподвижниках
В одном из хадисов Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "В моей Умме: Самый милосердный - Абу Бакр. Самый сильный в религии – 'Умар. Самый богобоязненный – 'Усман. Знаток всех тонкостей исламского права (шариата) - Али. Лучше всех разбирается в запретном (Харам) и дозволенном (Халял)- Муаз. Лучший чтец Корана - Абий б. Кааб. Лучше всех распознающий лицемеров (мунафык) - Хузайфат ибн Йаман. Желающие увидеть характерные черты Иисуса - смотрите на Абу Зарра. Рай испытывает любовь к Салману аль-Фариси. Меч Ислама - Халид б. Валид. Лев Ислама - Хамза. Лучшая молодежь Рая - Хасан и Хусайн. Летать в Раю вместе с Ангелами будет Джафар б. Аби Талиб. Раньше всех открыть врата Рая будет позволено Билялу. Первым будет пить воду из моего водоема "Каусар" - Сухайби ар-Руми. В Судный День Ангелы, прежде всего, будут приветствовать Абу-д-Дарда. Как и у всех пророков, у меня есть друг - Саад б. Муаз. У всех пророков были избранные сподвижники, моими избранными стали Талха и Зубайр. У всех пророков были помощники в секретных делах, мой - Анас б. Малик. В каждой умме был свой мудрец, в моей общине, - Абу Хурайра. Наиболее проникновенными словами, Аллах счел слова Хасана б. Сабита. Призывный глас Абу Талхи во время боя, сильнее крика большой группы воинов". [Из книги "Бахр-уль-Улюм"].
Правители, назначенные пророком
Базан, назначенный правителем Йемена персидским шахом Хосройем, принял Ислам, и Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, оставил его правителем (вали) Йемена. Таким образом, Базан стал первым правителем в Исламе. Также были назначены Пророком Аллаха правителями: города Сана - Халид б. Саид; города Хадрамаута - Зияд б. Асад; г. Адена - Абу Мусал Ашари; области Наджран - Абу Суфйан б. Харби; города Тайма - Йазид, брат Муавия; г. Мекки - Аттаб б. Асйад; г. Аммана – 'Амр б. Ас.
Секретари Пророка Аллаха
Первым помощником Пророка Аллаха был Абу Бакр. Далее, обязанности секретаря поочередно исполняли: 'Умар, 'Усман, Али, Талха, Зубайр, Саад б. Аби Ваккас, М. Б. Салама, Аркам б. Аби Аркам, Абд-ул-Лах б. Аркам, Мугира б. Шууба, Абий б. Кааб, Зайд б. Сабит, Абу Суфьян б. Харб, его сын Му'авийа б. Аби Суфьян и второй сын Йазид б. Аби Суфьян, Халид б. Валид, Амр ибн Ас, Хузайфа ибн Йаман и другие. Всего 43 человека.
Дольше всех эту обязанность исполнял Зайд б. Аби Сабит и Му'авийа б. Аби Суфьян - да будет доволен ими Аллах.
Для связей с другими странами, Пророк Аллаха направлял 14 Послов. Одним из них был Амр б. Ас (да будет доволен им Аллах), который был направлен в Оман, и впоследствии был назначен правителем этой страны. [Из книги "Хамис"].
В книге "Истиаб фи марифетил Асхаб" аль-Куртуби описаны биографии 2770 сподвижников. В книге "Мевахиб-и Ледунниййа" аль-Касталани (ум. в 923/1517), говорится об очень большом количестве людей, принявших Ислам при жизни Пророка Аллаха. При взятии Мекки их было 10 000. В битве при Табуке, количество мусульман уже было 70 000. Участниками хаджа "Веда" было 90 000. На момент смерти Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, во всем мире насчитывалось более 124 000 верующих, избравших Ислам своей духовной основой.
Кроме некоторых родственников Пророка, все его сподвижники были моложе своего лидера. В книге "Феваих-и Мискиййа" имам аль-Вакиди пишет о Сахабах, умерших последними: Абд-ул-Лах б. Аби Авфа умер в 86 ом году хиджры (г.х.) в городе Куфе. Абд-ул-Лах б. Йасар - в 88 г.х. в Сирии. Сахл б. Саад - в 91г.х. в возрасте 100 лет, в Медине. Анас б. Малик - умер в Басре в 93 г. х. Абу-т-Туфайл Амир б. Васил скончался позже всех Сахабов в Медине в 100-ом году хиджры (Из кн. "Eshab-ı kiram"- Ahmad al-Faruki as-Sarhandi).
Община после Праведных Халифов
Первых четырех Халифов Ислама называют аль-Хуляфа ар-Рашидун. Праведные Халифы правили 30 лет. Все эти 30 лет правления первых Халифов мусульмане были на истинном пути. Хотя и были отдельные случаи появлений групп, с неверным толкованием Корана и Сунны, но книги их еще не были написаны и открыто против ученых Суннитов они не выступали. После этих 30 лет, в подтверждение слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха), стали появляться группы верующих, сбившихся с пути, указанного Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), и открыто выступивших против истинного пути. Однако количество заблудших никогда не было многочисленным, что так же было предсказано Пророком (мир ему и благословение Аллаха). Последователи неверных учений находятся под гневом Всевышнего Аллаха. Спаслись лишь те мусульмане, верования которых были такими же, как и верования Сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Последователи этого Пути стали называться “ахл-и сунна валь-джама’a" (люди сунны и согласия).
Подтверждением истинности этого пути являются многочисленные айаты Благородного Корана и Хадисы (Высказывания Посланника). О достоверности этого пути написано много сотен книг, в которых произведен самый тщательный анализ основополагающих произведений Приверженцев Сунны. Результаты этих исследований неопровержимо доказывают, что последователи общины "Ахлю-с-Сунна валь-Джама’а" (последователи 4-х мазхабов) идут по пути Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и его Сподвижников, да будет доволен ими Аллах. Написано также великое множество книг с опровержениями неверных учений. В этих книгах ученые Ислама скрупулезно, шаг за шагом, основываясь на толкованиях Священного Корана и Сунны, опровергают буквально каждый абзац книг реформаторов, в которых искажаются истинные знания. Из-за неверного толкования Корана и Сунны в соответствии с собственным пониманием смысла айатов и хадисов, выводы этих «ученых» противоречат согласованному мнению (Иджма) Сподвижников, Табиунов и Табаи Табиунов.
Таким образом, в Исламе стали появляться различные направления, школы, отличающиеся друг от друга использованием различных методов при извлечении знаний из первоисточников. Стало воплощаться в жизнь предсказание Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) о появлении в будущем в мусульманской умме (общине мусульман) 73-х направлений, из которых только одна община будет стоять на верном пути.
Религия Ислам не обязывает своих последователей, в том числе и ученых, знать все сокрытое в айатах Благородного Корана. Таковы, например научные знания. Не всякая наука (и светская и религиозная) понятна всем, без исключения. Из области научных знаний большинство людей воспринимают лишь малую ее часть. Ведь сказано в Коране: "Эти притчи Мы приводим людям, но разумеют их только сведущие" (сура 29, айат - 43).
Абу Асад аль-Ханафи «Люди сунны и согласия – кто они»