Полностью искоренить гнев можно лишь избавившись от причин его возникновения.
Причинами, вызывающими гнев, являются следующие:
1) Страсть к известности.
2) Высокомерие и надменность.
3) Самодовольство.
Тот, кто обладает хотя бы одним из этих трех недостатков, способен прийти в ярость из-за малейшего пустяка. Тогда как человек, лишенный этих недостатков, никогда не стал бы гневаться.
5) Несерьезность.
6) Насмешки и издевательства.
7) Осуждение.
8) Споры.
9) Отстаивание противоположных точек зрения.
10) Ложь, злословие и брань.
11) Драка, воровство, ограбление.
Вышеперечисленные вещи становятся причиной возникновения гнева у большинства людей. Таким образом, тебе необходимо стараться избегать всего этого.
Как быстро избавиться от гнева? 4 практических совета
Однако если ты будешь уверен в своей терпимости и в том, что сможешь отвечать на это мягкостью, то не будет ничего предосудительного в том, что ты будешь в небольшом количестве то, что считается дозволенным из этого.
Если кто-то другой сделает что-то из этого по отношению к тебе, то тебе необходимо проявить мягкость и простить его. Если не сможешь сделать этого, тогда необходимо проявить терпение и погасить свой гнев.
Если ты и этого не сможешь сделать, то в этом случае избегай тех мест и тех людей, которые становятся причиной возникновения в тебе гнева. Если неожиданно обнаружишь себя в таком месте, то беги оттуда подобно тому, как бежал бы от разъяренного льва.
Одной из основных причин возникновения гнева у джахилей (невежд) является то, что они считают гнев проявлением смелости, мужественности, и защитой чести и достоинства. Таким образом нафс считает это чем-то хорошим, и склоняется к этому.
Иногда на это влияют рассказы о великих предках, которые проявляли гнев и побеждали своих противников. Это очень большая ошибка и невежество. Возможно это болезнь сердца, или недостаток ума. Разве ты не видишь, что больной испытывает гнев чаще здорового, женщина чаще мужчины, а старики чаще молодых.
Одной из причин возникновения гнева является то, когда какому-либо человеку перед лицом общества в грубой форме повелевают одобряемое или удерживают от порицаемого, не делая при этом ссылку на Аллаха Всевышнего или Его посланника (салаллаху алейхи ва саллям).
Так как в подобной ситуации человек, к которому обращены эти слова, считает их личным мнением говорящего и воспринимает их не как наставление, а как осуждение и порицание. И поэтому вследствие невежества начинает испытывать гнев.
Лекарством от этого является не публичное наставление, а наставление, сделанное лично этому человеку с глазу на глаз, кроме того, делая наставление необходимо ссылаться на слова Аллаха Всевышнего, и говорить, как можно более мягко и спокойно.
Если же человек, к которому обращена речь разгневается зная, что это является наставлением, то в этом случае с его стороны это уже будет проявлением высокомерия, рийа и самодовольства.
Так же одной из причин возникновения гнева, является непонимание того, что хотел сказать собеседник и как следствие, возникновение домыслов и подозрений. Поэтому человек выступающий с речью должен говорить ясно, четко, избегая двусмысленных и непонятных слов.
Слушатель же должен слушать выступающего вдумчиво и с терпением, и думать о верующих только хорошее. Если услышанное кажется непонятным, то не торопясь с какими-либо выводами и не допуская каких-либо подозрений, следует спросить, что именно имел ввиду выступающий и попросить разъяснить это.
Также одной из причин возникновения гнева является совершение по ошибке действий, наносящих вред. Например, находясь на охоте, по ошибке выстрелить в другого человека или в принадлежащие ему вещи.
Человеку, совершившему ошибку необходимо быть очень аккуратным и осторожным. А тому, кто стал жертвой такой ошибки, следует простить совершившего ее. Если же этот человек не прощает, то в этом случае необходимо возместить ущерб в соответствии с шариатом, а не гневаться.
Так же одной из причин возникновения гнева является любовь к мирской жизни и безудержная страсть к мирским благам. Так как если кто-то попросит что-то у богатого человека, а тот ему откажет, то у обоих возникнет чувство гнева. Средство избавления от этого, иншаАллах будет упомянуто далее.
Если гнев возникает у человека только лишь по причине неприятия слов других людей, считая, что это его не касается, то в этом случае это будет проявлением высокомерия и самодовольства.
Так же одной из причин возникновения высокомерия является нарушение обещания или соглашения, без предупреждения.
Возвращаясь к основным причинам, вызывающим гнев у невежественных людей, следует сказать, что одной из них является обращение с каким-либо просьбами к человеку, который занят важным делом, или который находится в горе и печали.
Так же одной из причин гнева можно назвать шум, производимый детьми, сумасшедшим или животными. Например, громкий плач ребенка, крики сумасшедшего или стук копыт животных.
Из-за этого человека охватывает гнев, он начинает бранить, проклинать, а иногда и бить тех, кто причиняет ему беспокойство. Это самая отвратительная форма гнева. Её источником является порочное естество человека.
Но существует еще более отвратительная форма гнева, когда человек испытывает чувство гнева из-за того, что какой-то предмет по его мнению находится не там, где нужно.
Из-за этого человека охватывает гнев, и он начинает бить по этому предмету, пинать его, и ломать, хотя этот неодушевленный предмет не может чувствовать ни ударов, ни боли.
Так же одним из самых скверных проявлений гнева является то, когда человека охватывает гнев из-за его же собственных поступков, например, если он споткнулся, поскользнулся или не смог сделать что-то. В такой момент человек начинает бранить самого себя, проклинать, а иногда даже бить.
Однако, если гнев к самому себе вызван проявлением непокорности Аллаху Всевышнему, ленью или невыполнением некоторых нафиль-поклонений, вследствие чего человек накладывает на себя какие-то дополнительные обязательства или дает обет выполнения чего-то, то такое проявление гнева является похвальным и свидетельствует о религиозной чувствительности человека.
Все фото: elements.envato.com