Факих Абу Ляйс Самарканди передал от Сагида бин Масгуда, а он от Ибн Габбаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Если верующий с наступлением рассвета проявит почтительность к своим родителям, то Аллах откроет ему две двери рая. Аллах будет доволен им до тех пор, пока будут довольны им его родители». Было спрошено: «Если даже будет угнетателем?» Ибн Габбас (р.г.) сказал: «Да, если даже будет угнетателем». Ибн Габбас (р.г.) сказал: «Если верующий с наступлением рассвета совершит злодеяние по отношению к родителям, то Аллах откроет для него две двери ада».
Передано от Габдуллы бин Гумара (да будет доволен им Аллах): Однажды к благородному Пророку (с.г.в.) явился какой- то человек. Стремясь получить награду Аллаха, он желал поклясться ему в том, что будет сражаться на пути Аллаха, однако Пророк (с.г.в.) не стал торопиться, а спросил его: «Живы ли твои родители?» Этот человек ответил: «Да, они оба живы». Тогда Пророк (с.г.в.) сказал: «Так отдавай все свои силы им!»
Факих (р.г.) сказал: «В этом хадисе есть доказательство тому, что почтительность по отношению к родителям стоит выше, чем борьба на пути Аллаха, потому что Пророк (с.г.в.) повелел этому человеку отказаться от борьбы и делать добро родителям. Поистине, не будет правильным выходить на борьбу на пути Аллаха без разрешения родителей».
Бахз бин Хаким передал от своего отца, а он от своего деда, который спросил Пророка (с.г.в.): «О Посланник Аллаха (с.г.в.), кто достоин наилучшего обращения?» Он (с.г.в.) ответил: «Твоя мать». «А затем?» - вновь спросил человек. «Твоя мать», - ответил Пророк (с.г.в.). «А затем?» - спросил сахаба. «Твоя мать», - ответил Пророк (с.г.в.). «А затем?» - спросил сахаба. Пророк (с.г.в.) сказал: «Твой отец, затем все остальные родственники».
Заид бин Гали передал от своего отца, а он от своего деда, сказавшего: «Пророк (с.г.в.) сказал: «Если бы Аллах знал грех, который меньше греха за слово «Уф!» родителям, то, конечно, Он запретил бы этот грех. Если грешный пожелает что-то сделать, пусть делает, он не войдет в рай. Если благочестивый пожелает что-то сделать, пусть делает, он не войдет в ад».
Факих (р.г.) сказал: «Если бы даже Аллах не завещал в Своей книге проявлять уважение к родителям, то обязанность каждого уважать своих родителей была бы познана умом. Здравомыслящему человеку познание величия родителей и выполнение всех обязанностей по отношению к ним является ваджибом. Всевышний Аллах во всех Своих книгах (Тора, Инджил, Забур, Коран) и всем Своим пророкам приказал проявлять почтительность к родителям. Аллах будет доволен Своим рабом, если им будут довольны его родители. Аллах будет гневиться на Своего раба, если на него будут гневиться его родители. В трех аятах Корана сказано, что невыполнение одного повеления Аллаха будет причиной непринятия другого повеления.
Первый аят:
«Совершайте намаз и выплачивайте закят» («Бакара», 43 аят). Если человек, совершая намаз, не будет выплачивать закят, то молитва его не будет принята Аллахом.
Второй аят:
«Подчиняйтесь Аллаху и Его посланнику» («Аль-Имран», 132 аят). Если человек, подчиняясь Аллаху, не будет подчиняться Пророку (с.г.в.), то подчинение Аллаху не будет принято.
Третий аят:
«Благодарите Меня и своих родителей» («Лукман», 14 аят). Если человек, благодаря Аллаха, не будет благодарить родителей, то благодарение Аллаха не будет принято.
Доказательством этому служит хадис Пророка (с.г.в.):
«Поистине, если ребенок будет грешным по отношению к родителям, то проклятие родителей срезает основу (корень) ребенка (Имеется в виду, что проклятие родителей будет причиной разрыва отношений с его родством – прим.). Тот, кто достиг довольства своих родителей, поистине, достиг довольства Аллаха. Тот, кто разгневал своих родителей, поистине, разгневал и Аллаха. Тот, кто не делал добра родителям, войдет в ад, и Аллах отдалит его от Себя».
Однажды спросили Пророка (с.г.в.): «Какое дело Аллах любит больше всего?» Он (с.г.в.) сказал: «Совершаемую своевременно молитву, затем проявление почтительности к родителям, а затем борьбу на пути Аллаха».
Передано от Фаркада ас-Сабхида. Он сказал: «Я читал в некоторых книгах, что разговаривать возле родителей можно только взяв у них на это разрешение. Нельзя ходить без нужды впереди них, справа и слева от них. Как раб ходит за своим хозяином, так и мы должны ходить за родителями».
Сообщается, что некий человек пришел к Пророку (с.г.в.) и сказал: «О Посланник Аллаха (с.г.в.), поистине, моя мать ослабла. Я кормлю и пою её своей рукой, омываю и поднимаю её на свои плечи. Возвращаю ли я ей должное?» Пророк (с.г.в.) сказал: «Нет, ни одно из ста, но поистине, ты совершил благое. Аллах вознаградит тебя за маленькое деяние большой наградой».
Из вышесказанного следует, что ни один человек не сможет войти в рай без довольства своих родителей, ибо в довольстве родителей – довольство Аллаха.
Из книги "Танбихуль гафилин"