Аллах Всевышний: «Благочестив тот, кто богобоязнен»

يَسْأَلُونَكَ عَنِ الأهِلَّةِ قُلْ هِيَ مَوَاقِيتُ لِلنَّاسِ وَالْحَجِّ وَلَيْسَ الْبِرُّ بِأَنْ تَأْتُوْاْ الْبُيُوتَ مِن ظُهُورِهَا وَلَكِنَّ الْبِرَّ مَنِ اتَّقَى وَأْتُواْ الْبُيُوتَ مِنْ أَبْوَابِهَا وَاتَّقُواْ اللّهَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ
(189)

189. «Тебя (о Мухаммад) спрашивают о новолуниях. Ответь (им): «Они (определяют) время для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны (как делалось во времена джахилии). Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех!».

Сообщается, что однажды Муаз ибн Джабаль пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! Эти иудеи постоянно приходят к нам и спрашивают о новолуниях (что им ответить?)». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят. В риваяте Катады сообщается о том, что иудеи спрашивали об этом непосредственно у посланника Аллаха ﷺ, говоря: «Зачем Аллах сотворил эти новолуния?» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 39).

Кельби рассказывает, что этот аят был ниспослан в ответ на вопрос, заданный двумя людьми из числа ансаров. Кельби говорит: «Этот аят был ниспослан в отношении Муаза ибн Джабаля и Салябы ибн Анама ибн Адийа аль-Хазраджи (этот человек присутствовал при обоих клятвах при Акабе, участвовал в битве при Бадре, и пал шахидом в битве у рва. В одном из риваятов сообщается, что он пал шахидом в битве за Хайбар  (Ибнуль-Асир, Усдуль-Габа, 1/291-292.).

Эти двое были из числа ансаров. Однажды они сказали посланнику Аллаха ﷺ: «О, посланник Аллаха! Мы видим молодой месяц, который рождается тонким как нить. Затем с каждым днем он все больше увеличивается, становясь круглым, а затем начинает уменьшаться, в конце снова становясь совершенно тонким. Почему он не находится в одном состоянии постоянно?». И тогда был ниспослан данный аят. Эта же причина ниспослания указывается в риваяте, переданном от Ибн Аббаса (Ибнуль-Асир, Усдуль-Габа, 1/291-292).

Что же касается причины ниспослания той части аят, где говорится: «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны (как делалось во времена джахилии). Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех!», то Хасан и Асамм говорили: Во времена джахилии, если человек намеревался сделать что-то и сталкивался с трудностями на пути реализации задуманного или на пути достижения успеха, то он не входил в свой дом через дверь, а влезал в дом с задней стороны через окно, делая так на протяжении целого года. Считалось, что это является хорошим предзнаменованием для преодоления трудностей. Для избавления от этого обычая и был ниспослан этот аят (Фахруддин ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 5/124).

В риваяте, переданном от Бера ибн Азиба говорится: «Ансары после совершения хаджа (при возвращении обратно) не входили в свои дома через двери, а проникали в дом через крышу (через трубу дымохода). Один из них вернувшись из хаджа не стал влезать в дом через крышу, а вошел через дверь, как будто бы желая изменить этот обычай времен джахилии. Тогда и был ниспослан этот аят. Этот риваят приводят Бухари и Муслим.

В риваяте, переданном от Джабира упоминается другая причина ниспослания этого аята. А именно: Во времена джахилии Курайшиты считали себя привилегированными и называли себя «хумс», что означает «фанатично преданные религии», и только они в состоянии ихрама могли входить в свои дома и выходить из них через двери.

Все остальные арабы в том числе и ансары вследствие такого разделения находясь в ихраме не могли входить в дома и выходить из них через двери. 

Однажды посланник Аллаха ﷺ вышел в сад, через дверь дома. Вслед за ним через дверь вышел Кутба ибн Амир из ансаров, Люди сказали: «О, посланник Аллаха ﷺ Кутба ибн Амир стал грешником выйдя за тобой через дверь (в состоянии ихрама)».

Посланник Аллаха ﷺ спросил у него: «Что заставило тебя поступить так?». Кутба ибн Амир ответил: «Увидев, что ты выходишь через дверь, я сделал так же как и ты».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Но ведь я ахмас (то есть курайшит)». Тогда Кутба ибн Амир сказал: «Моя религия — это твоя религия». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны (как делалось во времена джахилии). Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех!» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 40).

В риваяте Кайса ибн Джубайра говорится: Часть людей находясь в состоянии ихрама не входила в свои дома через двери. Посланник Аллаха ﷺ с несколькими сахабами вошел в один дом. Один из ансаров по имени Рифаа ибн Табут вскарабкался по стене и залез в дом через крышу, и встал рядом с посланником Аллаха. Когда же они выходили из этого дома, то Рифаа вышел из дома через дверь вслед за посланником аллаха ﷺ.

Посланник Аллаха ﷺ спросил у него: «Что заставило тебя сделать так (выйти через дверь, а не через крышу)?». Рифаа ответил: «Я видел, как ты выходишь из двери, и я последовав за тобой тоже вышел через дверь». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Но ведь я ахмас (курайшит)».

Рифаа ответил: «Хоть ты и ахмас, но религия у нас одна», и тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят. В риваяте переданном от Зухри так же сообщается, что этот случай произошел в год Худайбиййи и посланник Аллаха ﷺ вместе со своими сахабами, находился в состоянии ихрама для совершения умры.

Риваят, переданный от Судди отличается от других, в частности в нем говорится о том, что непосредственно сам посланник Аллаха ﷺ приказывал сахабам входить в дома через двери, а не через крышу и не с задней части, и вслед за этим был ниспослан этот аят, подтвердивший эти распоряжения посланника Аллаха ﷺ. А именно: Некоторые люди после совершения хаджа не входили в свои дома через двери, а входили в дом с задней стороны через специально сделанное отверстие. Посланник Аллаха ﷺ во время прощального хаджа пришел пешком.

Рядом с ним был один человек (из тех, кто во время хаджа не входил в дома через двери), этот человек был мусульманином. Когда посланник Аллаха ﷺ подошел к двери, тот человек остановился, не желая войти и сказал: «О, посланник Аллаха! Я — ахмас (курайшит)». Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Я тоже ахмас. Входи». Этот человек вошел, и тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Входите же в дома через двери...».

Риваят, переданный Мухаммадом ибн Са`дом от Ибн Аббаса еще более отличается от других. Ибн Аббас рассказывал: когда у некоторых жителей появлялся страх перед врагом, то они входили в ихрам и считали себя защищенными от страха перед врагами. Во время нахождения в ихраме, они не входили в свои дома через дверь.

В крыше дома они проделывали специальное отверстие, через которое и проникали в свои дома и выходили из них. Когда посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, там был один человек в ихраме.

Это интересно: 5 признаков благочестивого мусульманина

Однажды посланник Аллаха ﷺ отправился в сад и вошел в дверь. Этот человек в ихраме последовал за посланником аллаха ﷺ в сад и тоже вошел в дверь. Один человек закричал ему в след: «Эй такой-то! Ты же в ихраме и вошел в дверь, хотя не должен был делать этого».

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Но ведь я ахмас». Человек сказал: «О, посланник Аллаха! Если ты в ихраме, то и я в ихраме», и тогда Аллах всевышний ниспослал аят «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны (как делалось во времена джахилии). Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех!» (Табери, Джамиуль-Байан, 2/108-109).

Муфассиры взяв эти риваяты дополнили имевшиеся в них недостатки следующим образом: Во времена джахилии и в первые годы распространения Ислама, когда человек входил в ихрам для совершения хаджа или умры, то человек не входил в сад или в дом через двери. Если человек был городским жителем и хотел попасть домой, то он проделывал отверстие в крыше дома и через него входил или выходил из дома.

Если же человек был бедуином (кочевником) то он не входил в шатер через дверь, а разрывал его с задней стороны и входил и выходил оттуда. И они делали так до тех пор, пока не выходили из ихрама. Находясь в ихраме входить в дом через дверь, могли себе позволить представители таких племен, как Курайш, Кинана, Хузаа, Сакиф, Хасам, Амир ибн Са`са и Надр ибн Муавия. Эти племена именовались «хумс», это форма множественного числа слова «ахмас», которое означало фанатичную преданность религии, и тщательное соблюдение всех предписаний.

«О, посланник Аллаха ﷺ! Что такое благочестие?»

Однажды посланник Аллаха ﷺ вошел в дом одного из ансаров. Вслед за ним в этот дом через дверь вошел один из ансаров в состоянии ихрама. Другим сахабам это не понравилось. Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Почему ты вошел в дверь, будучи в ихраме?».

Этот человек ответил: «Я видел, как ты входишь в дверь, и я последовав за тобой тоже вошел через дверь». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Но ведь я ахмас (курайшит)». Этот человек ответил: «Если ты ахмас, то и я ахмас, религия у нас одна. Я доволен твой сунной, твоим характером и твоей религией». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 40).

«Асбабун-Нузуль. Причины Ниспослания Аятов Куръана»

Фото: elements.envato.com

Социальные комментарии Cackle