189. «Тебя (о Мухаммад) спрашивают о новолуниях. Ответь (им): «Они (определяют) время для людей и хаджа. Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны (как делалось во времена джахилии). Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех!».
Сообщается, что однажды Муаз ибн Джабаль пришел к посланнику Аллаха ﷺ и сказал: «О, посланник Аллаха! Эти иудеи постоянно приходят к нам и спрашивают о новолуниях (что им ответить?)». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят. В риваяте Катады сообщается о том, что иудеи спрашивали об этом непосредственно у посланника Аллаха ﷺ, говоря: «Зачем Аллах сотворил эти новолуния?» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 39).
Кельби рассказывает, что этот аят был ниспослан в ответ на вопрос, заданный двумя людьми из числа ансаров. Кельби говорит: «Этот аят был ниспослан в отношении Муаза ибн Джабаля и Салябы ибн Анама ибн Адийа аль-Хазраджи (этот человек присутствовал при обоих клятвах при Акабе, участвовал в битве при Бадре, и пал шахидом в битве у рва. В одном из риваятов сообщается, что он пал шахидом в битве за Хайбар (Ибнуль-Асир, Усдуль-Габа, 1/291-292.).
Эти двое были из числа ансаров. Однажды они сказали посланнику Аллаха ﷺ: «О, посланник Аллаха! Мы видим молодой месяц, который рождается тонким как нить. Затем с каждым днем он все больше увеличивается, становясь круглым, а затем начинает уменьшаться, в конце снова становясь совершенно тонким. Почему он не находится в одном состоянии постоянно?». И тогда был ниспослан данный аят. Эта же причина ниспослания указывается в риваяте, переданном от Ибн Аббаса (Ибнуль-Асир, Усдуль-Габа, 1/291-292).
Что же касается причины ниспослания той части аят, где говорится: «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны (как делалось во времена джахилии). Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех!», то Хасан и Асамм говорили: Во времена джахилии, если человек намеревался сделать что-то и сталкивался с трудностями на пути реализации задуманного или на пути достижения успеха, то он не входил в свой дом через дверь, а влезал в дом с задней стороны через окно, делая так на протяжении целого года. Считалось, что это является хорошим предзнаменованием для преодоления трудностей. Для избавления от этого обычая и был ниспослан этот аят (Фахруддин ар-Разы, Мафатихуль-Гайб, 5/124).
В риваяте, переданном от Бера ибн Азиба говорится: «Ансары после совершения хаджа (при возвращении обратно) не входили в свои дома через двери, а проникали в дом через крышу (через трубу дымохода). Один из них вернувшись из хаджа не стал влезать в дом через крышу, а вошел через дверь, как будто бы желая изменить этот обычай времен джахилии. Тогда и был ниспослан этот аят. Этот риваят приводят Бухари и Муслим.
В риваяте, переданном от Джабира упоминается другая причина ниспослания этого аята. А именно: Во времена джахилии Курайшиты считали себя привилегированными и называли себя «хумс», что означает «фанатично преданные религии», и только они в состоянии ихрама могли входить в свои дома и выходить из них через двери.
Все остальные арабы в том числе и ансары вследствие такого разделения находясь в ихраме не могли входить в дома и выходить из них через двери.
Однажды посланник Аллаха ﷺ вышел в сад, через дверь дома. Вслед за ним через дверь вышел Кутба ибн Амир из ансаров, Люди сказали: «О, посланник Аллаха ﷺ Кутба ибн Амир стал грешником выйдя за тобой через дверь (в состоянии ихрама)».
Посланник Аллаха ﷺ спросил у него: «Что заставило тебя поступить так?». Кутба ибн Амир ответил: «Увидев, что ты выходишь через дверь, я сделал так же как и ты».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Но ведь я ахмас (то есть курайшит)». Тогда Кутба ибн Амир сказал: «Моя религия — это твоя религия». И тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны (как делалось во времена джахилии). Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех!» (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 40).
В риваяте Кайса ибн Джубайра говорится: Часть людей находясь в состоянии ихрама не входила в свои дома через двери. Посланник Аллаха ﷺ с несколькими сахабами вошел в один дом. Один из ансаров по имени Рифаа ибн Табут вскарабкался по стене и залез в дом через крышу, и встал рядом с посланником Аллаха. Когда же они выходили из этого дома, то Рифаа вышел из дома через дверь вслед за посланником аллаха ﷺ.
Посланник Аллаха ﷺ спросил у него: «Что заставило тебя сделать так (выйти через дверь, а не через крышу)?». Рифаа ответил: «Я видел, как ты выходишь из двери, и я последовав за тобой тоже вышел через дверь». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Но ведь я ахмас (курайшит)».
Рифаа ответил: «Хоть ты и ахмас, но религия у нас одна», и тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят. В риваяте переданном от Зухри так же сообщается, что этот случай произошел в год Худайбиййи и посланник Аллаха ﷺ вместе со своими сахабами, находился в состоянии ихрама для совершения умры.
Риваят, переданный от Судди отличается от других, в частности в нем говорится о том, что непосредственно сам посланник Аллаха ﷺ приказывал сахабам входить в дома через двери, а не через крышу и не с задней части, и вслед за этим был ниспослан этот аят, подтвердивший эти распоряжения посланника Аллаха ﷺ. А именно: Некоторые люди после совершения хаджа не входили в свои дома через двери, а входили в дом с задней стороны через специально сделанное отверстие. Посланник Аллаха ﷺ во время прощального хаджа пришел пешком.
Рядом с ним был один человек (из тех, кто во время хаджа не входил в дома через двери), этот человек был мусульманином. Когда посланник Аллаха ﷺ подошел к двери, тот человек остановился, не желая войти и сказал: «О, посланник Аллаха! Я — ахмас (курайшит)». Посланник Аллаха ﷺ сказал ему: «Я тоже ахмас. Входи». Этот человек вошел, и тогда Аллах Всевышний ниспослал аят «Входите же в дома через двери...».
Риваят, переданный Мухаммадом ибн Са`дом от Ибн Аббаса еще более отличается от других. Ибн Аббас рассказывал: когда у некоторых жителей появлялся страх перед врагом, то они входили в ихрам и считали себя защищенными от страха перед врагами. Во время нахождения в ихраме, они не входили в свои дома через дверь.
В крыше дома они проделывали специальное отверстие, через которое и проникали в свои дома и выходили из них. Когда посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, там был один человек в ихраме.
Это интересно: 5 признаков благочестивого мусульманина
Однажды посланник Аллаха ﷺ отправился в сад и вошел в дверь. Этот человек в ихраме последовал за посланником аллаха ﷺ в сад и тоже вошел в дверь. Один человек закричал ему в след: «Эй такой-то! Ты же в ихраме и вошел в дверь, хотя не должен был делать этого».
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Но ведь я ахмас». Человек сказал: «О, посланник Аллаха! Если ты в ихраме, то и я в ихраме», и тогда Аллах всевышний ниспослал аят «Благочестие не в том, чтобы вы входили в дома с их задней стороны (как делалось во времена джахилии). Но благочестив тот, кто богобоязнен. Входите же в дома через двери и бойтесь Аллаха, чтобы обрести успех!» (Табери, Джамиуль-Байан, 2/108-109).
Муфассиры взяв эти риваяты дополнили имевшиеся в них недостатки следующим образом: Во времена джахилии и в первые годы распространения Ислама, когда человек входил в ихрам для совершения хаджа или умры, то человек не входил в сад или в дом через двери. Если человек был городским жителем и хотел попасть домой, то он проделывал отверстие в крыше дома и через него входил или выходил из дома.
Если же человек был бедуином (кочевником) то он не входил в шатер через дверь, а разрывал его с задней стороны и входил и выходил оттуда. И они делали так до тех пор, пока не выходили из ихрама. Находясь в ихраме входить в дом через дверь, могли себе позволить представители таких племен, как Курайш, Кинана, Хузаа, Сакиф, Хасам, Амир ибн Са`са и Надр ибн Муавия. Эти племена именовались «хумс», это форма множественного числа слова «ахмас», которое означало фанатичную преданность религии, и тщательное соблюдение всех предписаний.
«О, посланник Аллаха ﷺ! Что такое благочестие?»
Однажды посланник Аллаха ﷺ вошел в дом одного из ансаров. Вслед за ним в этот дом через дверь вошел один из ансаров в состоянии ихрама. Другим сахабам это не понравилось. Посланник Аллаха ﷺ спросил: «Почему ты вошел в дверь, будучи в ихраме?».
Этот человек ответил: «Я видел, как ты входишь в дверь, и я последовав за тобой тоже вошел через дверь». Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Но ведь я ахмас (курайшит)». Этот человек ответил: «Если ты ахмас, то и я ахмас, религия у нас одна. Я доволен твой сунной, твоим характером и твоей религией». И тогда Аллах Всевышний ниспослал этот аят (Аль-Вахиди, Асбабун-Нузуль, стр. 40).
«Асбабун-Нузуль. Причины Ниспослания Аятов Куръана»
Фото: elements.envato.com