Аллах постоянно проявляет себя отражением Своих имен и сыйфатов. Так становятся понятными Его сила и могущество. Такие имена Всевышнего, как Аль-Мубди (Создающий) и Аль-Мухйи (Дающий жизнь) свидетельствуют о существовании этого мира. Его имена Аль-Муид (Умертвив, снова Оживляющий) и Аль-Мумит (Умерщвляющий) говорят о том, что существованию этого мира когда-нибудь наступит конец.
Аллах иногда создает одну вещь и в ней проявляет Себя. А иногда Он проявляет Себя, уничтожив эту же вещь. Так становится известной Его сила. Вовсе не случайно Аллах в Коране говорит о Себе:
«Каждый день Он занят делом» (сура «Рахман», аят 27). То есть каждое мгновение Всевышний занят множеством дел. Он способен сотворить такое, пред чем любой разум встанет в изумлении. У Него на все хватит сил. Велико Его могущество, а щедрость не имеет пределов, Его дары бесконечны.
Сулейман (а.с.) смог править миром потому, что власть ему была дарована свыше. Ведь он и сам был подарком Всевышнего, о чем сказано в Коране:
«Мы даровали Давуду Сулеймана» (сура «Сад», аят 30).
Власть, дарованная Сулейману (а.с.), - это благостыня со стороны того, Кто из Своей милости раздает блага сотворенным. Дарована эта власть вовсе не за чистоту и широту его души, не из-за благосклонности обитателей небес, и это вовсе не результат стараний Сулеймана (а.с.). Эта власть и это богатство дарованы только Всевышним, это исключительно Его преподношение.
Пророк Сулейман (а.с.) правил на земле и небесах, и все сотворенные были покорны его воле.
Относительно Асафа бин Бархии, в мгновение ока доставившего трон Балкис во дворец Сулеймана (а.с.), толкователи Корана высказывали разные суждения. Например, что он доставил этот трон с расстояния в два месяца пути, и что трон перемещался под землей.
Шейх Мухиддин говорит:
- Есть движение, связанное со временем, ограниченное временными рамками и зависимое от времени. Но поскольку трон Балкис был доставлен быстрее, чем Сулейман (а.с.) успел моргнуть глазом, то в данном случае мы имеем дело с движением, не зависящим от времени. Если нет движения, значит, нет и того предмета, который движется. Однако здесь такой предмет имеется - это трон царицы Балкис. Находившийся в Йемене трон там внезапно исчез и так же внезапно предстал перед Сулейманом.
Именно поэтому, когда у Балкис спросили:
- Не твой ли это трон?
- Как будто это он, очень похож на него, - ответила она.
Отсюда можно прийти к такому заключению:
- Предмет целиком создается по воле Аллаха в один миг и так же мгновенно исчезает.
Аллах соизволил сказать:
- «И теперь они находятся в замешательстве (по поводу истины воскрешения)» (сура «Каф», аят 5).
Нам необходимо знать, что все сотворенные - это результат акта творения. Это не истинное существование. Поскольку в существовании нет исчезновения. В исчезнувшем нет бытия. Истинное бытие присуще Аллаху. Только Он вечен. Аллах - единственный правитель во Вселенной. Всем, кроме Аллаха, всем сотворенным суждено исчезнуть. Ибо все они творения Аллаха. Творение не может занять место бытия. Этот закон следует признать, ибо только так можно осознать величие и могущество Аллаха.
Из книги "Анваруль-ашикын"