Аллах не изменит нашего положения, пока мы не изменим себя

بِسْمِ اللّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

سَوَاء مِّنكُم مَّنْ أَسَرَّ الْقَوْلَ وَمَن جَهَرَ بِهِ وَمَنْ هُوَ مُسْتَخْفٍ بِاللَّيْلِ وَسَارِبٌ بِالنَّهَارِ

لَهُ مُعَقِّبَاتٌ مِّن بَيْنِ يَدَيْهِ وَمِنْ خَلْفِهِ يَحْفَظُونَهُ مِنْ أَمْرِ اللّهِ إِنَّ اللّهَ لاَ يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُواْ مَا بِأَنْفُسِهِمْ وَإِذَا أَرَادَ اللّهُ بِقَوْمٍ سُوءًا فَلاَ مَرَدَّ لَهُ وَمَا لَهُم مِّن دُونِهِ مِن وَالٍ

«Скрываете вы свои речи или произносите их вслух, прячетесь вы ночью или открыто передвигаетесь днем – все вы равны перед Аллахом. Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха. Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя. Если же Аллах пожелает людям зла, то ничто не предотвратит этого. Нет у них властелина, кроме Него». (Сура «Ра’д», аяты 10-11)

Эти аяты говорят нам о том, что люди находятся под постоянным божественным наблюдением. Все, что мы говорим открыто или скрываем в нашей душе, что мы делаем при свете дня или окутавшись ночной темнотой, находится под надзором и регистрируется. То есть ничто не остается за пределами знания Аллаха. Мы должны искренне верить в это и использовать это убеждение в качестве контрольного механизма для себя. Однако для того, чтобы этот механизм работал исправно и давал полезные нам положительные результаты, мы не должны ни на один миг забывать о том, что Всевышний Аллах держит под контролем каждый наш поступок и даже все наши намерения. От нашего постояного ощущения в своем сознании наличия этого механизма зависит наша способность вовремя распознавать наши ошибки в личной и общественной жизни и быстро менять себя в положительную сторону.

Приведенные аяты также напоминают нам о вечном законе нашего Господа: «Пока народ не изменит себя, Аллах не изменит его положения». Этот божественный закон прежде всего подразумевает прямую зависимость воздаяний или наказаний Аллаха от наших собственных поступков. И возлагает на нас большую ответственность: мы должны часто контролировать себя и, в случае необходимости, вносить некоторые коррективы в наши мысли и действия. Но если мы забудем эту свою обязанность и продолжим оставаться в прежнем состоянии, то это значит, что мы соглашаемся с его последствиями.

Эту зависимость, о которой мы говорим, можно понимать и в обратном смысле. То есть, пока человек не будет терять свои хорошие нравственные качества и прекрасные свойства души, до тех пор Аллах тоже в ответ продолжит воздавать ему блага без изменений (см. Анфал, 8:53).

Перемены могут происходить и в положительную, и в отрицательную сторону. В каком направлении мы будем меняться, в том же направлении проявится и волеизъявление Аллаха в отношении нас. Поэтому нам нужно постараться сохранить наши положительные качества и меняться только к лучшему.

Упомянутые в аяте перемены касаются не только наших поступков, связанных с нашей будущей спокойной жизнью в ахирате. Они включают в себя всю нашу деятельность по благоустройству жизни во всех направлениях. Мы являемся свидетелями больших перемен, происходящих в мире во всех сферах жизни, начиная от научных знаний и технологий, заканчивая культурой и искусством. Причиной отставания исламского общества от других мировых культур является то, что наша умма все еще остается простым зрителем происходящих вокруг нас перемен в науке, технологиях, экономике и других областях. Хотя священные ценности, которыми мы владеем, не являются препятствием на пути прогресса. Наоборот, Ислам предупреждает нас о необходимости собственного развития. К примеру, наш Пророк (с.а.в.) говорил о свободном времени, как об очень значительном благе, ценность которого люди не понимают.  (Бухари, “Книга освобождения из рабства”, 1). Он также предупреждал, что мы должны каждый день меняться, развиваться: «Потерпит урон тот, у кого два дня похожи друг на друга» (Хатиб Багдади “Иктидаи-Илми-Амеле”, 122).

 Islam-Today

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle