Аят, ниспосланный о слабых мусульманах
وَمِنَ النَّاسِ مَن يَقُولُ آمَنَّا بِاللَّهِ فَإِذَا أُوذِيَ فِي اللَّهِ جَعَلَ
فِتْنَةَ النَّاسِ كَعَذَابِ اللَّهِ وَلَئِن جَاء نَصْرٌ مِّن رَّبِّكَ لَيَقُولُنَّ
إِنَّا كُنَّا مَعَكُمْ أَوَلَيْسَ اللَّهُ بِأَعْلَمَ بِمَا فِي صُدُورِ الْعَالَمِينَ
«Среди людей есть те, кто говорит: «Мы уверовали в Аллаха». Но когда им приходится принять муки ради Аллаха, они принимают трудности [исходящие] от людей за наказание от Аллаха. А когда приходит помощь от твоего Господа, они говорят: «Мы были с вами». Но разве Аллах не знает, что в сердцах творений?!» (Аль-Анкабут, 10).
Аят был ниспослан о некоторых из бедных мусульман. Это были те слабые мусульмане, которые, не выдержав мучений со стороны многобожников, говорили им то, чего те хотели от них услышать (то есть, что они отреклись от веры Мухаммада и вернулись к верованиям предков), и скрывали это от Пророка ﷺ и мусульман. После такого поступка они считались лицемерами-мунафиками, и про них был ниспослан этот аят.
Аят, ниспосланный ко всем неверующим
Как уже говорилось ранее (когда речь шла об обстоятельствах низведения аятов 4/97 и 16/110), Ибн Джарир, Ибн аль-Мунзир, Ибн Аби Хатим и Бейхаки в своем «Сунане» передали от Ибн ‘Аббаса:
«Некоторые мекканцы стали мусульманами, но скрывали свой иман. В день Бадра мушрики заставили их выйти вместе с ними, и кое-кто из этих воевавших в одном строю с мушриками скрытых мусульман погибли в этом бою. Мусульмане говорили: «Они тоже наши товарищи, которые были вынуждены воевать в одном строю с мушриками. Пожалуйста, попросите прощения за них». После этого был ниспослан аят: «Тем, кого ангелы упокоят чинящими несправедливость по отношению к самим себе, скажут…»
Проживавшие в Медине мусульмане записали этот аят и послали письмом остававшимся в Мекке мусульманам, скрывавшим свою веру, предупреждая их, что если они погибнут, оставаясь среди мушриков, то их оправдания не будут приняты. После этого, остававшиеся в Мекке мумины вышли в путь, направляясь в Медину. Узнавшие об этом мушрики стали их преследовать, схватили их и вернули обратно в Мекку. Некоторые из них, поддавшись искушению, отреклись от своей веры. Про них и был ниспослан этот аят: «Среди людей есть такие, которые говорят: «Мы уверовали в Аллаха». Но стоит им пострадать ради Аллаха, как они принимают искушение людей за мучения от Аллаха…»

Фото: Black Spark Photo / shutterstock.com.
Находившиеся в Медине мусульмане в этот раз записали этот аят и послали остававшимся в Мекке скрытым мусульманам. Эти скрывавшие свой иман мусульмане были сильно огорчены и потеряли всякую надежду на добрый исход. В связи с этим про них был ниспослан аят: «Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем сражались и проявляли терпение».
Мединские мусульмане записали и этот аят и отправили в Мекку скрывавшим свою веру мусульманам, и также написали им: «Аллах указал путь выхода для вас».
Получив это письмо, остававшиеся в Мекке мумины вышли в путь, направляясь в Медину. Мушрики и в этот раз узнали об их уходе из города и отправились за ними. Они их догнали. Кто смог убежать, тот спасся, а тех, кто не успел убежать, мушрики убили.
«Асбабун-Нузуль»
Читайте также:
-
Угроза ядерной войны или насколько велика ядерная опасность?
В прежние времена в ядерном противостояния двух супердержав был хотя бы один большой плюс, а именно: предсказуемость. Потенциальных «ядерных» врагов было только двое США и СССР
-
Шайтаны - слуги Иблиса
«Шайтан» – довольно широкое понятие в исламском богословии. Точно можно сказать лишь одно: шайтан – это злой дух. Одни мусульманские богословы причисляют шайтанов к особой разновидности джиннов – самой неверующей и строптивой. Другие относят этих созданий к категории существ, которые с самого начала обречены на муки в Аду и неверие.
-
Разрешает ли Ислам жениться на женщине, совершавшей прелюбодеяние?
По поводу предписания, содержащегося в аяте «Прелюбодей женится только на прелюбодейке или многобожнице, а на прелюбодейке женится только прелюбодей или многобожник. Верующим же это запрещено» (ан-Нур 24/3), среди алимов существуют различные мнения.
-
Какие поклонения нельзя совершать за умерших родственников?
По Исламу человек может совершать благие деяния и некоторые виды поклонений, саваб от которых он может посвятить умершим родственникам, знакомым и просто собратьям по вере.
Однако необходимо учесть, что...
-
Можно ли диабетикам соблюдать пост в Рамадан?
Может ли человек, страдающий сахарным диабетом, соблюдать пост в месяц Рамадан?
-
Все о Ночи Предопределения: история, особенности и поклонение
Ночь Предопределения (Ляйлятуль-кадр) – одна из последних десяти ночей Рамадана. Эта ночь, которая по вознаграждению лучше тысячи месяцев, послана умме Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как одна из великих милостей. Анас ибн Малик рассказывал: «Когда наступил Рамадан, посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
-
В возрасте ста сорока четырех лет Пророк Юсуф (с.а.) покинул этот мир…
Имеется очень много рассказов, связанных с пророком Юсуфом. Многие из них приводятся в тафсирах, поскольку повествования о нем прекрасны. Всевышний Аллах приводит и другие повествования, упоминая в них о других пророках, праведниках, толкователях снов, правителях, однако только повествование о пророке Юсуфе называет «прекраснейшим повествованием». Муфассиры объясняли это тем, что благочестивый Юсуф, как никто другой, прошел через многие страдания и муки, испытал любовь и ненависть, верность и измену. Будучи рабом, стал султаном. Из-за своей красоты был брошен в тюрьму. Благодаря душевной красоте стал правителем.
-
Почему Всевышний Аллах подвергал пророков самым тяжелым испытаниям?
Жизнь сравнима с целой полосой испытаний. Она, к сожалению, далеко не всегда предоставляет нам возможность наслаждаться лишь её «белой» стороной. У каждого бывают свои взлеты и падения. Однако именно это помогает выявить в человеке слабые и сильные стороны, определить душевные проблемы и недостатки. Мусульманин должен с достоинством принять трудности, не сломиться, уметь держать себя в руках в самых разных ситуациях.