Фото: Rawpixel / elements.envato.com
Начало: Как обрести добродетель и достоинство первых поколений мусульман
Как избавиться от своих самых скверных качеств и приобрести вместо них лучшие противоположности?! Ведь только стремление к лучшим качествам, делают возможным воспитание нафса, очищение души, очищение сердца от скверных качеств и его украшение достоинствами и добродетелью: именно из этого и состоит тасаввуф.
В особенности необходимо избегать семи скверных нравственных качеств. Так как они являются прародителями всего зла. Тогда есть надежда, что можно спастись и от остальных.
Если человек сможет спастись от первых четырех, то тогда есть надежда избавиться и от всех остальных. Так как все остальные являются либо причинами первых четырех, либо их последствиями, либо связаны с ними.
Полное избавление от первых четырех, автоматически избавит и от остальных трех. Опасность первых двух, совершенно очевидна, и не требует ни каких дополнительных доказательств. Два последних скверных качества, являются теми моментами, которым уделяли особое внимание саляфы.
Передается, что Рабиатуль-Адавийа (рахматуллахи алейха) говорила: «Я считаю, что не выполняла тех действий, которые стали явными».
Один человек сказал: «На протяжении тридцати лет я совершал намаз в мечети в первом ряду. И вот все эти намазы возмещать заново в качестве долга. Причиной этого стало то, что однажды я немного задержался и совершил намаз во втором ряду. Я постеснялся того, что люди видели меня совершающим намаз во втором ряду. И тогда я понял, что невольно испытывал радость от того, что люди видели меня совершающим намаз в первом ряду».
Байазид Бистами (рахимахуллах) сказал: «До тех пор, пока раб считает, что в обществе есть кто-то еще хуже, чем он, он будет считаться высокомерным». Когда у него спросили: «В каком же случае человек обретает смирение?». Он ответил: «Когда он поймет, что для него нет никакого места и макама».
Так же сообщается, что Байазид Бистами (рахимахуллах) говорил: «Тридцать лет я изнурял себя поклонением. Однажды один человек сказал мне: «О, Абу Йазид! Сокровищницы Аллаха полны поклонением. Если хочешь приблизиться к Аллаху, то тебе необходимо видеть свой нафс униженным и ничтожным».
Правда ли, что зикры бывают для особых людей?
Фото: elements.envato.com/ wirestock
Однажды в пятницу Джунайд Багдади (рахимахуллах) находясь в мечети, сказал: «Я бы никогда не стал разговаривать с вами, если бы посланник Аллаха ﷺ не сказал:
يَكُونُ فِي آخِرِ الزَّمَانِ زَعِيمُ الْقَوْمِ أَرْذَلُهُمْ
«Перед наступлением Конца света самыми ничтожными в обществе будут его лидеры» (Тирмизи, Фитен, 38).
Ибрахим ибн Эдхем (рахимахуллах) рассказывал: «После того, как я стал мусульманином, я радовался только трем вещам:
Однажды я находился на одном корабле. На этом корабле среди мусульман был один человек, который очень много шутил. Он рассказывал о том, как в землях, принадлежащих туркам, они схватили одного злодея, держа его за волосы. При этом он хватал меня за волосы и тряс мою голову, показывая другим, как это было. Это меня очень порадовало, так как в его глазах я был самым ничтожным на этом корабле.
В другой раз я находился в мечети будучи больным. Муэдзин вошел в мечеть и сказал мне: «Убирайся отсюда». Но у меня не было сил чтобы выйти из мечети. Тогда муэдзин схватил меня за ноги и выволок на улицу.
В другой раз я находился в Шаме. На мне была накидка из овчины. Посмотрев на эту накидку я не смог разглядеть шерсти из-за вшей. Это так же меня очень обрадовало».
Так же передается, что Ибрахим ибн Эдхем (рахимахуллах) говорил: «Однажды я сидел в одном месте, как вдруг ко мне подошел один человек и помочился на меня. Ничему я не радовался до этого дня так сильно, как этому происшествию».
Было сказано: «Тот, кто считает себя лучше фараона, является высокомерным». Разъяснение этих слов приводилось ранее.
Имам Шибли (рахимахуллах) говорил: «Моя ничтожность намного опередила ничтожность иудеев».
Абу Сулейман ад-Дарани (рахимахуллах) говорил: «Если все люди собравшись вместе захотят унизить мой нафс до той степени, до которой унизил его я сам, они не добьются успеха».
Подводя итог хотелось бы сказать, что тот, кто твердо уверует в то, что его главным врагом является его собственный нафс (эго), сможет почувствовать радость и облегчение, когда его нафс будет унижен.
Тот же, кто считает свой нафс (эго) своим другом, никогда не почувствует радости от унижения и ничтожности собственного нафса.
Имам Биргиви «Тарикату Мухаммадиййа»