«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то,
что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома.
Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого,
чего бы не было в ясном Писании». (Сура «Ан’ам», аят 59)
Сокровенное (гайб) означает ту сферу реальности, которую невозможно постичь с помощью разума и чувств. Слово гайб встречается в Коране в 60 местах. Там, где оно соотносится с Аллахом, это слово имеет значение абсолютно непознаваемого, которого может знать только Аллах. Вместе с тем, в Коране также сообщается, что наш Господь дает знать сокровенное некоторым своим рабам. Например, пророку Ибрахиму был показан малакут – мир духов, ангелов небес и земли (Ан’ам, 6:75). А пророку Йусуфу была дана способность разгадывать сны и заранее знать, чем будет питаться его народ (Йусуф, 12:21,37).
Следовательно, можно рассматривать два вида сокровенного: известный только Аллаху, абсолютный гайб и постигаемый некоторыми из Его рабов относительный гайб. Примером абсолютного гайба является срок наступления Киямата. Кроме Аллаха, никто не может его узнать ни естественным путем, ни используя какие-то средства. Время начала дождя, пол ребенка в утробе матери – это примеры относительного гайба. Об этом нельзя знать прямым путем, но эта информация доступна с помощью средств метеорологии и медицины. Однако эти знания уже нельзя назвать сокровенными, поскольку вместе с изобретением средства познания, те сведения, которые можно добыть с помощью этих приборов, перестают быть сокровенным знанием.
Наш любимый Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) тоже не обладал знанием сокровенного сверх того, чему его научил Всевышний Аллах (Муслим, “Книга имана”, 287). В 34-м аяте суры «Лукман» имеются сведения о совершенстве знания и могущества Аллаха и о наличии большой разницы между божественными знаниями и человеческими знаниями:
«Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий».
В классических книгах тафсира из данного аята делали вывод о пяти непознаваемых вещах: когда начнется Судный день, когда пойдет дождь, какого пола ребенок в утробе матери и какого цвета будет его кожа, что приобретет человек в будущем, когда и где человек умрет. Однако в аяте говорится о том, что знание о сроке Судного дня принадлежит Аллаху, что ни один человек не знает, что он приобретет завтра и в какой земле он умрет, а следовательно, знание об этом также только у Аллаха. А вот относительно времени начала дождя и о зародыше в утробе матери нет такого ограничения: «Об этом тоже известно лишь Аллаху». Всего лишь сказано, что Аллах ниспосылает дождь, а, следовательно, знает о его времени, точно так же Он знает, что находится в утробе матери.
В противовес утверждениям прежних комментаторов это свидетельствует о возможности познания человеком этих двух вещей. Современные научные знания как раз достигли такого уровня. Однако это не говорит о том, что в подобных случаях человеческие предсказания будут сбываться с абсолютной точностью, потому что все прошедшие и предстоящие природные явления всесторонне и в точности знает только Всевышний Аллах. И Он может сотворить такие изменения, которые перевернут верх ногами все человеческие представления и предположения, и, таким образом, не сбудется ни одно из ожидаемых людьми событий.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.