Каждый, сумевший в той или иной степени познать основы Ислама, наверняка, лично имел возможность убедиться в том, насколько эта религия трепетно относится к понятиям чистоты. А Благословенный Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказав однажды: «Чистота - от веры человека», установил для нас планку, где чистота – это неотъемлемая составляющая жизни для каждого верующего человека, избравшего своим жизненным направлением путь Благословенного Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
Однако, с сожалением приходится признать тот факт, что мы, современные мусульмане, во многом ограничили себя, ограничили свой кругозор и свое понимание, утратив, тем самым, должное восприятие элементарных вещей. Так, чистота для нас в первую очередь омовение и чистота, нашей среды обитания. То есть, как и многое иное, наше представление ограничивается лишь материальным миром, а о духовной гигиене и чистоте наших сердец мы вовсе не задумываемся. Хотя при этом прекрасно понимаем, что рано или поздно наступит тот День, когда нас будут оценивать вовсе не по внешней прилежности и опрятности.
Эта проблема, волновавшая многие умы в разные времена, нашла отражение в различных трудах великих богословов. Сегодня же хотелось бы обратить ваше внимание на четыре принципа чистоты, отмеченных имамом Газали в труде «Ихяи-Улуми-Дин». И хотя это произведение имеет многовековую историю, многие темы, затронутые в ней, не утратили своей актуальности и по сей день.
• Очищение от видимых нечистот и грязи.
Первой ступенью с точки зрения Газали считается очищение человека от явных грехов, и запретных деяний. А намаз, и прочие поклонения помогают человеку в этом, и очищают его в плане духовном.
• Очищение частей тела.
Второй ступенью имам Газали назвал очищение органов человека от различного рода грехов и прегрешений. Например, человек руками может прикасаться к запретному, использовать язык для сплетен или лжи, а глазами лицезреть запретное. Поэтому человек должен контролировать себя, и просить прощение у Творца за совершенные ошибки. Очищая раскаянием, он должен использовать их для восхваления и поклонения Всемогущему Творцу. Ведь одно прекрасное слово, произнесенное языком, восхищенный взгляд творением Создателя или ветка, убранная с пути нашими руками – одно из разновидностей Милостивому Аллаху.
• Чистота сердца.
Следующей, третью степенью духовной чистоты человека, по мнению имама Газали, является очищение сердца от греховных и порицаемых желаний. Человек должен освободить свое сердце от обид, вражды, ненависти и прочих негативных чувств, которые препятствуют ему стать на ступень выше остальных и ближе к Всевышнему Аллаху. Творец создал потомков Адама не бесчувственными зомби, а даровал им эмоции, контролировать которые в состоянии каждый обладающий разумом человек. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда призывал быть обладателями прекрасного и благого нрава, и если стараться в чем-то отличаться от других то в богобоязни и в благонравии.
• Очищение своего сердца от всего, кроме Аллаха.
Последней наивысшей степенью чистоты человека и его духовного совершенства Газали определяет как, освобождение сердца и мыслей от всего, что не связанно с Аллахом. Когда все чтобы не делал человек, то делает это через призму любви к Всевышнему Аллаху.
Всевышний сотворил наши души и одел их в наши тела, а значит мы должны равноценно трепетными в отношении чистоты как физической, так и духовной. Ибо как сказал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, Аллах не смотрит на вашу внешность и на ваши богатства, а смотрит на вашу душу (сердце)».
Islam-Today