«Посещать мечети Аллаха должны только те, кто верит в Аллаха и в Судный день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится [никого], кроме Аллаха. Они обязательно будут наставлены [на истинный путь]» (Ат-Тауба, 9:18).
Слово «масджид» (мечеть) означает место, где Аллаху совершают земной поклон, саджда. Независимо от того, что у намаза есть и другие условия (рукны), место поклонения названо словом, образованным от слова «саджда» из-за особого значения земных поклонов. Пророк (с.а.с.) определил саджда, как момент наибольшего сближения раба со своим Господом (Сборник хадисов имама Насаи). Любое здание, внутри которого поклоняются Аллаху, можно назвать мечетью.
Термин «джами» (соборная мечеть) образован путем сокращения словосочетания «аль-месжидуль-джами» – мечеть, где собирается джамаат и вначале означал только большие мечети, в которых проводились пятничные намазы.
Наши мечети являются местом сбора уверовавших в Аллаха. Одновременно в них рождается наше единство и дух братства. Миллионы людей, независимо от языка, культуры, цвета кожи, расовой принадлежности, каждый день приходят в мечети и плечом к плечу составляют единый ряд. По этой причине наши мечети являются тем возвышенным местом, где отсутствует горделивость и чванство.
В течение многих веков мечети были не только местом поклонения, в них обучали и воспитывали, объясняли людям вопросы религии и нравственности.
Строительство мечетей, сыгравших значительную роль в истории ислама, началось еще в тот счастливый век, когда жил наш Пророк (с.а.с.). Когда он совершал хиджрат, на пути из Мекки в Медину велел построить мечеть в местечке Куба. А когда Посланник Аллаха (с.а.с.) прибыл в Медину, он сам лично таскал кирпичи при строительстве Месжиди Набави (Мечети Пророка). Эта мечеть, построенная нашим Пророком (с.а.с.), стала образцом для всех мечетей, построенных в последующие века. Где бы не селились мусульмане в ходе истории, они первым делом строили мечеть. И мечети становились доказательством и показателем их мусульманства.
С первых дней ислама мусульмане уделяли серьезное внимание архитектуре мечетей и стремились к тому, чтобы навечно сохранились их добродеяния. Возведение мечети является показателем имана и религиозности человека.
Мечети − это места, где мусульмане поклоняются Аллаху. Они являются самыми достойными местами на земле и называются «домами Аллаха». Верующий, который приходит в мечеть для поклонения, находится в положении посетителя и гостя Аллаха. Точно так же, как хозяин дома угощает своих гостей, так и Всевышний Аллах предоставит великие воздаяния верующим, пришедшим в мечеть.
Лучший способ для сохранения мечетей − это не оставлять без джамаата эти святые места и превратить их окружение в центры культуры. Исламское общество основано на отношениях братства, равноправия, взаимопомощи и самопожертвовании. Между членами этого общества нет классовых, расовых и национальных противоречий. Опорой их единства являются Коран и поясняющая его сунна.
Пятница является одним из самых важных для мусульман дней. По пятницам мусульмане собираются в мечетях, чтобы прочитать пятничный намаз, послушать хутбу. Прослушав проповедь, они получают важную информацию на религиозные и общественные темы. Поэтому мечети являются первыми и единственными святыми местами, где одновременно проводится и поклонение, и обучение.
С первых дней своего появления мечети никогда не использовались лишь для чтения намазов. Они становились одновременно и медресе, где учили чтению Коран, и местом для совещаний, где решались важные для всей махалли вопросы, и бесплатной столовой, где кормили голодных. Азан, который мы слышим с минаретов мечетей, становится символом религиозного и национального единства нашего народа.
Каждую мечеть можно рассматривать и как отдельный филиал Каабы. Пусть не иссякнут наше внимание и наша любовь к ним. Пусть они и дальше служат нашему единству.