Сунна пророка Мухаммада ﷺ является вторым по важности после Досточтимого Корана источником ислама – его вероучения, законов, нравственных норм.
Представляем вниманию читателя цикл хадисов из книги «Зубдатуль-Бухари». Мы надеемся, что она станет вехой в знакомстве мусульман с сунной, укрепит нашу любовь к посланнику Аллаха ﷺ, интерес к изучению его хадисов и к его наследию в целом.
1000 и один хадис: «Рука дающего лучше руки берущего»
От Хакима ибн Хизама: «Я сказал: «О, посланник Аллаха ﷺ! Те благие дела, которые я совершил до принятия ислама – милостыня, освобождение рабов, поддержание родственных связей − что будет с ними?»
Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Ты принял ислам благодаря благим делам, совершенным тобой прежде».
От Абу Хурайры: «Каждый день, когда рабы Аллаха просыпаются утром, обязательно спускаются два ангела, один из которых
говорит: «О, Аллах, возмести расходующему!» А другой ангел говорит: «О, Аллах, приведи скупого к гибели!»
От Абу Хурайры: «Скупой и расходующий щедро подобны двум людям в джуббах (мужская верхняя одежда из железа - прим.) (кольчугах) от груди до ключиц. Каждый раз, как расходующий тратит что-нибудь, его джубба увеличивается, и так до тех пор, пока она не дойдет до кончиков пальцев и не станет стирать его следы (то есть не начнет волочиться по земле. Здесь подразумевается, что края этой джуббы стирают всевозможные мелкие прегрешения человека - прим.).
Что же касается скупого, то когда бы он ни захотел потратить что-нибудь, каждое кольцо его железной джуббы прилипнет к своему месту и не расширяется, хотя он и старается расширить его».
От Абу Бурды, от его отца, от его деда: «Каждый мусульманин должен подавать милостыню. Его спросили: «О, пророк Аллаха, а как же тот, у кого ничего нет?»
Он ответил: «Он должен зарабатывать своим трудом, принося пользу самому себе и подавая милостыню из заработанного».
Его спросили: «А если он не сможет?»
Он ответил: «Тогда пусть поможет нуждающемуся, который оказался в беде».
Его снова спросили: «А если он не сможет и это?»
Он ответил: «Тогда пусть совершает приказанное (Шариатом) и воздерживается от дурного, и это будет его садака».
От Умм ‘Атыййи: «Однажды Нусайбе аль-Ансарийе прислали баранину, она отослала часть ее ‘Аише, да будет доволен ею Аллах. Пророк ﷺ спросил: «Найдется ли у вас что-нибудь поесть?»
‘Аиша ответила: «Нет, если не считать этого мяса, которое прислала Нусайба». Пророк ﷺ сказал: «Давайте, ибо сейчас оно на своем месте» (Пророк ﷺ не принимал садака, но принимал подарки и ел подаренную ему еду - прим.).
От Абу Са‘ида аль-Худри: «Один бедуин спросил посланника Аллаха ﷺ о хиджре, и Пророк ﷺ ответил: «Да помилует тебя Аллах, поистине, это трудное дело! А есть ли у тебя верблюды, с которых ты выплачиваешь закят?»
Бедуин ответил: «Да».
Тогда Пророк ﷺ сказал: «Так продолжай делать это даже если будешь жить за морями. Ведь,
поистине, Аллах никогда не оставит незамеченным ни одно из твоих добрых дел!»