Имам и просветитель дореволюционного периода Зайнулла Расулев (1833-1917г.г.) и в 21-м веке продолжает вызывать почтение и интерес. Знаменитый Зайнулла-ишан являет собой пример гармоничного сочетания глубокой искренней веры и активной общественной позиции.
Будучи наставником суфийского тариката, распространённого тогда у поволжских мусульман - Накшбандия-Халидия - Зайнулла Расулев одновременно занимался общественно-просветительской деятельностью. Под его руководством в г.Троицке было заложено и затем функционировало медресе “Расулия”, бывшее по тем временам новаторским. Там же, в Троицке ишан выполнял обязанности имама новой центральной мечети.
В этом году исполняется 125 лет с момента, как он был назначен на должность имама-хатыйба (1884г.). Его добросовестная работа вызывала большое доверие и интерес у мусульманского населения. Известно, например, что на пятничные проповеди приходило такое количество мусульман, что здание мечети не могло вместить их всех, поэтому не попавшие внутрь читали Джума-намаз на улице.
Будучи, одарённым мудростью, Зайнулла-ишан выделялся умением так высказывать свою точку зрения, чтобы помочь собеседнику взглянуть на ситуацию намного шире.
Случай с фабрикантом
Как-то шейх Зайнулла Расулев был приглашён в Казань, в гости к потомственному владельцу крупной маловаренной фабрики. Фабрикант самолично отправился на бричке за уважаемым ишаном в г.Троицк, чтобы вместе с ним прибыть в Казань.
Путь был не близким, попутчики говорили о многом. В какой-то момент владелец фабрики решился задать вопрос, который давно его интересовал:
“Хазрат, вы всё о Религии заботитесь. Открываете мечети и медресе, много рассказываете и призываете. Однако, несмотря на ваши старания, люди не становятся лучше, а продолжают оставаться такими же эгоистичными, горделивыми, алчными, хитрыми, скупыми...Какой же смысл в мечетях, мактабах, медресе?”
Шейх Зайнулла Расулев улыбнулся и посмотрел на дорогу. День был пасмурный, путники проезжали какое-то селение. У дороги в луже прыгал маленький мальчик. Он весь запачкался и вымок, но не оставлял своего весёлого занятия. Когда их бричка покинула село, шейх стал отвечать:
- Вы ведь мыловарением занимаетесь?
- Да, хазрат, это так.
- И отец ваш этим занимался?
- Именно.
- И дед?
- Верно, и дед был мыловаром.
- То есть почти три сотни лет ваша династия занята производством мыла. Так почему же тот деревенский мальчишка был грязным?
- Как же ему не быть грязным? Он прыгал и играл в луже, он не вышел из неё, не взял моего мыла, не вымылся. Как без этого ему стать чистым?!
- Ну, вот вы и ответили на свой вопрос. Мечети и медресе подобны прозрачно-чистым родникам. Но, если человек не придёт к этим родникам, не захочет испить из них свежей влаги, не омоет себя, как он очистится?
Фабрикант подивился мудрому ответу шейха и решил задать следующий волновавший его вопрос: “Хазрат, в течение дня я не имею возможности совершать все пять намазов вовремя. Иногда я читаю сразу несколько намазов вечером после всех дел, иногда и этого не успеваю. Вы же понимаете, какое сейчас время - всё решают деньги.
По деньгам о нас судят. Если у тебя достаточно средств, тебя уважают и с тобой считаются. А если не так, то ни во что не ставят, и ты много лишаешься. На мне и семья, и большой штат рабочих на фабрике. Семью нужно содержать, рабочим вовремя платить. Приходится крутиться почти круглые сутки. Заботиться о душе совсем времени не остаётся. Вы меня понимаете?”
Шейх Зайнулла Расулев задумчиво ответил:
“Я приведу вам несколько примеров, а вы уж сами сделаете вывод. За деньги вы можете нанять большое количество работников и слуг, но настоящих друзей за деньги вам не получить. За деньги вы можете настроить себе невиданных дворцов, но деньги не обеспечат вам спокойной жизни в их роскошных стенах.
За деньги вы устроите себе мягчайшие перины, но деньги не избавят вас от бессонницы и не подарят крепкого сна. За деньги вы купите себе самую изысканную еду, но, если вы потеряли аппетит, то деньги вам его никак не вернут. За деньги вам будут доступны самые дорогие и редкие лекарства, но исцеления при этом не наступит…
Теперь ответьте, уважаемый, всё ли в жизни решают деньги?”
Гузель Ибрагимова