Фото: Tithi Luadthong/ shutterstock.com
Принимать религиозное понимание или подход, а затем видеть это как единственную истину и лишь правоту его представителя – это есть фанатизм.
Когда какая-либо мысль или мазхаб берется в скобки абсолютности, все понимания и мазхабы за этими скобками будут вытеснены в суеверную категорию. Другими словами, это означает возвышение понимания и дискредитацию других интерпретаций. Потому логика «единственный праведный путь, единственный путь спасения или единственный кто нашел цель – это наш взгляд» означает оскорбление и дискриминацию других путников к истине.
Факт приобретения какого-либо понимания догматической формы, отождествляет ценности с догматизмом, а догматизм отождествляет с нетерпимостью. В такой атмосфере последователи будут считать себя в группе спасенных, а всех вне их группы будут считать сбившимися с праведного пути, которые ведут к бедствию и катастрофе. А на самом деле абсолютная правда – это Коран. Понимание, основанное на практике и интерпретации, не является абсолютным.
Никогда не следует забывать, что они ошибаются, их можно критиковать и у них есть возможность достичь истины разными способами.
Считать свой мазхаб, свою секту, свое общество выше критики на слепом подчинении, независимо от того, правда это или нет, и есть фанатизм. Чем более естественным является существование мазхабов, тем более естественным и нормальным для человека является подчинение одной из этих школ мысли. Нездоровая и ненормальная ситуация, это когда мазхаб считается абсолютным и неоспоримым, а других путников истины считать врагом. Такой фанатизм никогда не одобряется в нашей религии. Потому что рассматривать истолкование религии как абсолютной истины означает отождествлять ее с религией, что противоречит принципу единства.
На протяжении всей истории ислама роль мазхабов в толковании религиозных текстов и установлению отношений между Кораном и сунной в повседневной жизни, очень велика. Сегодня мы должны положить кирпичи на эти научные здания и продвинуть это научное накопление еще дальше. Если, вместо того, чтобы делать так, мы слепо привяжемся к какому-либо обществу или мазхабу, и превозносим его в неоспоримое измерение, получиться, что мы угнетем религиозную мысль и заключим ее в глубину истории.
Древнее невежество, или почему ислам выступает против проявлений расизма и фанатизма
Фото: Andrii Lutsyk/ shutterstock.com
Если мы посмотрим на следы истории, относительно фанатизма к мазхабу, то можем увидеть тех, кто клевещет на сахабов ради мазхаба, оскорбляет тех, кто принадлежит другим мазхабам, и даже выдумывает хадисы, чтобы поддержать свои взгляды на эту тему. Сегодня в стране также время от времени наблюдаем ситуации, когда мазхабы рассматриваются в качестве религии, имитацию подражания мазхабу как основа веры.
Мы видим, что членам иных мазхабов не выдают девушек замуж, не молятся позади этого человека в его обществе, не ведут совместный бизнес. А на самом деле, иногда мы не можем различать, что, такое отношение заставляет нас отдаляться друг от друга, разделять и ослаблять наши узы братства.
С другой стороны, мы стали свидетелями того, как фанатизм сбивает с пути истины, вводит в заблуждение членов общества, и приводит к беспощадным ошибкам, как в примере с FETO (террористическая организация Фетхуллаха Гюлена/ фетхуллахистов). Несмотря на то, что террористическая организация, которая говорит от имени религии, искажает основы религии, и тем самым злоупотребляет доверием народа, была выявлена всей своей ужасающей натурой, тот факт, что их последователи, вместо того, чтобы встать на сторону государства и нации, все еще продолжают придерживаться его, является полным фанатизмом. Фанатизм этих людей, которые сдали свой разум и потеряли благоразумие, перешли в измерение измены и показали всем, насколько разрушительным может быть слепая привязанность.
То, что принято, как абсолютное право, рискованно, будь то заявления или акцепты, или отдельные лица. Любая мысль, которая считается без ошибочной и абсолютизированной, естественным образом разрушает единство и сплоченность мусульман, потому что она естественно, отчуждает тех, кто находится за ее пределами.
Фото: Pavel Chagochkin/ shutterstock.com
Внешний менталитет, который выталкивает всех, кто не с ним, за пределы исламского круга, не позволяет мусульманам встречаться и сливаться. Подходы талибов (движение «Талибан» (запрещенная в России террористическая организация)) или ИГИЛ (ИГИЛ, в арабских СМИ — ДАИШ — запрещённая в России террористическая организация), которые считают тех, кто не похож на них, врагом и планирует уничтожить их, являются типичными примерами этого. Даже не нужно говорить о разрушении, которое причиняет сегодня их мелкий, поверхностный, лишенный мудрости, отрицающий веру подход к религии.
С другой стороны, точно так же, как течение мысли, освобождение отдельных людей, объявление их невинными и неприкасаемыми, также противоречит исламу. Ибо с точки зрения веры ислама абсолютная истина – только Аллах. Все реальности, кроме Него, относительны, поверхностны, временны и иногда вводят в заблуждение. Если приверженность к одному человеку превратится к безоговорочному принятию его формы, слов, решений и требований, приводит к затмению сознания. Никогда не следует забывать, что люди могут ошибаться, забывать и действовать коварно. Невинные – это только пророки, которые, как рассказывается в Коране, некоторые из них также иногда имеют небольшие ошибки и заблуждения.
Значит, тезис объявления безошибочности и безгрешности никому не подходит.
Фанатизм против мыслей и людей ведет к сегрегации, поляризации и разрушению в обществе. Мусульмане, имеющие различную социальную среду и обладающие потенциалом думать по-другому из-за человеческого бытия, должны видеть эти различия как богатство и радоваться им. Иначе, если каждый будет считать своё занятие и свой мазхаб совершенным, направит на других деструктивную критику и будет стараться уничтожить их, приведет к коллективному ущербу.
Мы должны осознать тот факт, что не мазхабы разделяют и дезориентируют людей, а мазхабизм.
Единость вместо фанатизма...
Амина Давришева