Сегодня экстремизм, будучи бесспорным общественным злом, находится в поле внимания разных специалистов: правоохранителей, социологов, педагогов, психологов и пр. Исходя из задач своей деятельности, каждый из них формирует свой «портрет экстремиста». Например, у силовиков это один набор характеристик, у психологов – другой. Они не совпадают, т.к. силовики и психологи находятся на разных участках борьбы с радикализмом.
Наш разговор сегодня - о психологическом «портрете экстремиста», о том, какие качества характера, жизненные установки и обстоятельства могут сделать человека жертвой вербовщиков-манипуляторов. Слово - Ольге Павловой, кандидату педагогических наук, доценту, Председателю правления Ассоциации психологической помощи мусульманам.
- Ольга Сергеевна, каков он – участник экстремистской организации?
- Для индивидуальных качеств психики такого человека характерны агрессивность, эгоцентризм, неадекватность самооценки, потребность в риске, поиск сильных ощущений, социальная изолированность, повышенная групповая идентификация, обесценивание человеческой личности и пр.
Такие люди зачастую подвержены депрессивным состояниям, чувству вины и ощущению потери жизненных перспектив. Нередко они переживают так называемое расщепление личности, когда воспринимают действительность, как происходящую не с ними, а с кем-то иным, как бы сосуществуют в 2-х реальностях одновременно.
- Какие «спусковые крючки» тут срабатывают?
- Сейчас у специалистов не вызывает споров тезис о том, что среди причин вовлечённости в экстремистскую деятельность на первом плане психологические факторы. То, что было перечислено выше, вполне может быть спровоцировано обстоятельствами обычной жизни, например, одиночеством, стрессовыми ситуациями, психологическими травмами.
Но, если один находит в себе силы пройти испытания, то другой не старается или не знает, как им противостоять. Так рождаются причины, способные увести в экстремизм. Среди них назову:
1. Суицидальные наклонности (ведь убийство себя или другого – одна и та же агрессия);
2. Аномия – пренебрежение законами и нормами общественной жизни («Кто сказал, что так нельзя?», «Я живу так, как хочу»);
3. Потребность в чувстве значимости для окружающих (экстремистские организации этим пользуются и намеренно создают иллюзию оценённости. Их тактика - «бомбардировка любовью», когда потенциальному участнику обильно дают понять: «Ты талантлив, но тебя не ценят, а у нас ты реализуешься» и др.)
4. Потребность в структурированности жизни (готовность впускать в свою жизнь чужие решения, готовность существенно ограничивать свои свободы в обмен на регламентированность жизни).
5. Склонность искать в других причины своих неудач («общество несправедливо, нужно все менять» - своеобразный «революционный» потенциал).
- Ольга Сергеевна, какие типы людей наиболее подвержены опасности стать жертвой вербовщиков-экстремистов?
- В большинстве случаев, это молодёжь 16-25 лет. Дело в том, что это вообще возраст вовлекаемости и не только в религиозные, но и в другие экстремистские течения. Зачастую слабый иммунитет молодёжи к подобной пропаганде объясняется, в том числе, возрастными особенностями. Это - духовная некомпетентность, подверженность чужому влиянию, внушению, манипуляциям (со стороны значимых групп сообщества, обычно - сверстников); интернет-зависимость; недостаточная стрессоустойчивость; пониженный инстинкт самосохранения; романтизация и героизация противоправных и агрессивных действий; небольшое количество социальной ответственности.
Характерно, что, попав в экстремистскую организацию, многие не вникают в религиозную составляющую её идеологии, могут не задумываться, насколько происходящее там соответствует постулатам Ислама. Причина в том, что решающий мотив ухода к радикалам – психологический фактор, некая внутренняя проблема. Человек, таким образом, ищет выход из какого-то психологического тупика, а религиозные мотивы выступают как сопутствующие.
- Ещё один аспект нашей темы – женщины и экстремизм. Почему возможно такое сочетание?
По статистике, сейчас в Европе около 50% состава экстремистских групп – женщины. И речь не только о мусульманских группировках, но и христианских, националистических, политических и пр. Любая экстремистская организация использует нереализованность женщины, а также все те «спусковые крючки», которые мы рассмотрели выше.
Вместе с тем, специфика женского участия видится в том, что женщина эмоциональнее мужчины и вовлекается полностью, всей душой. И, если для мужчины агрессия по-своему естественна, то у женщины она больше внушённая. Поэтому женская агрессивность, как женский алкоголизм – труднее лечится.
Из социально-психологических факторов вовлечённости женщин в экстремистскую сферу назову такие, как неблагоприятные условия в семье, потеря близких, чувство вины перед семьёй и обществом в случае утраты женской чести, одиночество, повышенная внушаемость, управляемость и др.
Сейчас в обществе меняется модель женской роли. Женщина хочет активнее заявлять о себе в науке, политике, бизнесе. Нередко общество бывает не готово к подобным изменениям, поэтому женщина может не располагать легитимными возможностями реализовать себя в новых областях. А радикалы дают ей такую возможность, даря «свободу» от адатов и традиций. Однако, необходимо понимать, что их «свобода» отводит женщине роль прямо-противоположную той, которую ей предназначил Аллах.
Продолжение следует...
Гузель Ибрагимова