Почему зная шесть коротких сур радикал пытается опровергать мнения ученых? Актуальна ли вертикальная форма религиозности? В чем проявляется «научная дерзость» сегодня?
На эти вопросы в рамках прошедших в стенах Российского исламского института курсов повышения квалификации «Профилактика религиозного радикализма: теория и практика» ответил Аскар хазрат Сабдин, теолог, директор реабилитационного центра «Ансар» (Республика Казахстан, г. Актюбинск).
Аскар хазрат на примере Казахстана рассказывает о мотивах людей:
«В Казахстане более пятисот наших граждан были возвращены из Сирии и Ирака. Одна из изыскателей провела исследование на предмет факторов радикализации этих людей. В результате опроса было выявлено, 59% казахстанцев, которые выехали за границы для вступления в террористические организации, сделали это по идеологически-теологическим причинам».
«Одной из сильных деформаций в мировоззрении радикалов является ложная субъектизация», – подчеркивает Аскар хазрат.
Это призывы, обращенные к неграмотной молодежи, апеллировать напрямую Кораном и сунной. Человек, не владея языком этих первоисточников, ни имея представление о контексте сказанных слов, делает иджтихад.
Решение данной проблемы спикер видит в следующем: «Человек знает пять сур, но при этом работает с категориями, которые он не понимает (говорит о крови, о кровопролитии и т.д.). Поэтому одним из методов коррекции данного поведения является десубъектизация, то есть возвращение человека в изначальное положение».
В некоторых книгах присутствуют понятия двух форм религиозности – вертикальная и горизонтальная. «Вертикальная свойственна тем видам религиозности, которые не связаны с насилием, агрессией. Эта форма в свою очередь подразумевает некий авторитет», – разъясняет Аскар Сабдин.
Данный формат религиозности существовал во времена сахабов и был максимально вертикально ориентирован, то есть сподвижники подчинялись лишь знающим. Сейчас это правило нарушено: преобладает горизонтальная форма, где отрицается любое понятие, связанное с авторитетом (будь это Абу Ханифа или другие ученые).
Каким способом это выражено в обществе? Самым показательным доказательством этого горизонтального формата является обращение «ахи», «ухти», традиционные обращения «хаджи», «имам», «устаз» игнорируются или редко используются. Тем самым стираются границы.
Для подобного человека сложно найти авторитетного человека, так как вид мышления горизонтальный. Согласно мировоззрению этих людей, все равны. Ему говоришь об Абу Ханифе, он отвечает: «Ну кто такой Абу Ханифа? У него слабые далили».
Василь Миндубаев: Что играет на руку экстремистским проповедникам?
Эти радикальные течения занимаются тем, что наделяют людей высокими научными лжекомпетенциями. На примере человека, который ранее был добропорядочным мусульманином, лектор разъясняет, почему он стал демонстрировать крайне агрессивную форму религиозности – обвинять имама, муадзина, джамаат.
Мусульманину внушают, что он имеет компетенции муджтахида (обладает способностями и правом выносить фетвы по важным вопросам религии и мусульманского права (фикх).
Главной проблемой Аскар хазрат выделяет неверное убеждение: «Напрямую следовать Корану и сунне». По словам радикалов, каждый может понимать значения аятов без изучения языка, смыслов.
Методом по тому, как вернуть мусульманина на истинный путь и убрать «научную дерзость» в нем, теолог считает в первую очередь общение с радикалом и определение уровня его знаний.
Аскар Сабдин: «В чём смысл джамаата, если ты только себя считаешь правым?»
В качестве примера приводится проекция беседы с радикалом. Ввиду большого опыта, Аскар хазрат рассказывает про используемую в практике модель беседы с человеком-террористом (пожизненно лишенным свободы), который позиционирует себя, как защитник ислама и знает лишь шесть сур.
«Я даю возможность провести разницу в том, что он знает и не знает. Коран состоит из более 600 страниц, все твои знания – 6 коротких сур. Грамотный человек должен знать все это. Далее я прошу его в процентном соотношении выявить то, что он знает и то, о чем не имеет представления. Следующий вопрос: «Понимает ли мусульманин эти страницы или обращается к переводчикам?». Выходит таким образом, что 99% из Священного Писания он не разбирается, и лишь 0,5% знает. Все это делается для того, чтобы человек понял ту ложную субъективизацию, которой его наделили течения».
Язгуль Закирова
Фото: elements.envato.com