Фото: elements.envato.com/ Shaiith
В этом году исполнилось 225 лет со дня рождения русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
Великий русский писатель Достоевский однажды написал о «всемирной отзывчивости» не менее великого Пушкина как о главном художественном принципе поэта, и уточнил: «И не в одной только отзывчивости здесь дело, а в изумляющей глубине ее, в перевоплощении своего духа в дух чужих народов, перевоплощении почти совершенном, а потому и чудесном, потому что нигде, ни в каком поэте целого мира такого явления не повторялось». Первым в ряду подобных поразительных произведений Достоевский называл цикл «Подражания Корану».
Используя содержание многих сур Корана, Пушкин выстроил текст, который своими частными смыслами может быть понят даже неискушенным читателем. Но концептуальность цикла, подобно сакральному смыслу священной книги мусульман, выявляется в процессе длительных раздумий и переживаний.
«Подражания Корану» могут быть представлены на плоскости вписанным в окружность девятигранником. Поэт последовательно раскрывает отношения человека со Всевышним, в которых проявляются природные начала, иным словом – чувства, и разум – культурный опыт людей.
В первом подражании «Клянусь четой и нечетой ...» Всевышний перечисляет, что он сделал для человека, а именно: ввел его в мир, «язык одарил могучей властью над умами». Далее человеку следует идти «стезею правды» и поддерживать веру в божественную истину:
«...мой Коран
Дрожащей твари проповедуй».
Второе переложение «О жены чистые пророка...» описывает поведение вступающего в мир человека. Он склонен к потере добродетелей, но Всевышний призывает к «негам законным и стыдливым». Нравственный закон, призывающий к целомудрию и воздержанию, не убивает чувства, а стремится утвердить гармонию телесного и духовного.
В третьем подражании «Смутясь, нахмурился пророк...» содержатся размышления о том, как в окружающем мире трудно сохранять душевный покой и свободу тем, кто познал нравственные законы.
Фото: Shaiith/ elements.envato.com
Человек может быть одержимым гордыней и утверждать, что он равен Всевышнему и не нуждается в его поддержке. Чтобы показать ложность этих мыслей, Пушкин использует библейскую историю о договоре между Богом и престольным ангелом, впоследствии павшим.
Драматический этап взаимоотношений человека с Господом раскрывает четвертое подражание «С тобою древле, о всесильный...».
В пятом переложении «Земля недвижна, неба своды...» лирический герой познает мир уже другим взглядом. Он увидел в нем свидетельства Творца:
«Земля недвижна, неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
<...>
Зажег ты солнце во вселенной,
<...>
На небо насылает тучи;
Дает земле древесну сень».
Но путь к Всевышнему труден, а порой подобен жестокой битве, которая всегда приносит победу. Об этом в форме сна повествует шестое подражание «Недаром вы приснились мне...».
Седьмое переложение «Восстань, боязливый …» пишет картину пребывания человека в ночи, что можно воспринять как состояние безверия.
Вера укрепляется с помощью молитвы:
«До утра молитву
Смиренно твори;
Небесную книгу
До утра читай».
В следующей части звучит внутренний монолог молящегося в ночи путника. На пути к Всевышнему человек должен обрести внутри себя гармонию, которая является основой мироздания.
Фото: Aisylu Ahmadieva/ shutterstock.com
Девятое подражание «И путник усталый на бога роптал...» замыкает цикл. События рисуют усталого и страждущего человека в пустыне, который вдруг
«жадно холодной струей освежил
Горевшие тяжко язык и зеницы»
Потом он заснул на долгие годы, а пробудившись, услышал «неведомый глас», обращенный к нему.
Первое подражание может быть понято как составная часть последнего, объясняющего произошедшее в пустыне: путник осознал поддержку Всевышнего и с его наказом отправляется снова в дорогу.
Замкнутость цикла просматривается в ведущем мотиве: человек получает заветы как знания – их истинность подвергается критической проверке в процессе жизни. Но потом человек снова слушает и воспринимает слова Бога и отправляется с верой. Путь человека к Всевышнему соотносится с бытийным сюжетом мирового эпоса.
В «Подражаниях Корану» за внешними колоритными чертами иной культуры Пушкин открывает все тот же мир земной красоты и нравственной истины. В этом и заключается тайна «всемирной отзывчивости гения» – поэт ощущал единство мира, общего для всего человечества.
Динар Зигангиров