Фото: Mama Belle and the k/ shutterstock.com
«Черный дрозд» – талантливый музыкант Золотого века исламской культуры Абуль-Хасан Али ибн Нафи в IX столетии привез из Ирака в Андалусию не только восточные музыкальные мотивы, но и ввел новые манеры, связанные с приемом пищи, этикетом и модой.
Он удивительным образом повлиял на разные сферы жизни, стал так называемым «человеком-оркестром» в культурном скачке мавританской Испании.
Говорят, именно Зирьяб предложил, что трапеза должна начинаться с супа, продолжаться основным блюдом из рыбы, мяса или птицы и завершаться фруктами и орехами.
Он также ввел в местную кухню новые фрукты и овощи, такие как спаржа. Он привез с собой много кулинарных рецептов, ввел само понятие скатерти и культуру ее накрытия.
Вместо металлических и деревянных пластин, на которых подавали блюда, «Черный дрозд» предложил использовать посуду.
Вместо металлических кубков для напитков и золотых чаш стала использоваться более изящная хрустальная посуда. Этот более элегантный, более эстетичный и современный стиль, созданный в Андалусии, распространился через Пиренеи в Европе, и стал стандартом обслуживания, которым мы пользуемся до сих пор.
Фото: leszczem/ shutterstock.com
В большинстве аристократических сообществ Европы рос спрос на азиатские рецепты и пряности. Авиньонские папские хроники четырнодцатого века рассказывают, что на кораблях из Бейрута доставлялись джемы, варенья, рис и специальная мука для пирожных.
Благодаря Аббасу ибн Фарасу в Андалусии было развито производство хрусталя. Аббас ибн Фирнас был андалусским эрудитом, изобретателем, врачом и инженером. Кроме того, что он был первым человеком, осуществившим управляемый полёт на искусственных крыльях, Аббас ибн Фирнас занимался технологией изготовления стекла из песка. Он создал предприятие, которое делало хрусталь на основе пород, добывавшихся к северу от Бадахоса.
В результате Испания стала самостоятельно производить стекло и перестала покупать его у египтян, которые держали в секрете технологию его изготовления. Большинство сохранившихся до наших дней андалусских изделий из горного хрусталя найдены в европейских церквях и монастырях.
Самая известная из таких находок – сферический флакон, находящийся сейчас в кафедральном соборе Асторги, Испания. Он украшен растительными узорами и куфической надписью.
Фото: David Carillet/ shutterstock.com
Позже Аббас ибн Фирнас изобрел лупу, а также сконструировал ставший известным планетарий. В планетарии была механизированная модель Солнечной системы, а по небу плыли облака, гремел гром, сверкала молния. Это поражало публику девятого века.
Мусульманские гончары создали искусство украшения трапезы разнообразной глазурованной керамикой. Малага и Валенсия были крупными центрами этой отрасли.
Исламские мастера монополизировали технику глазурования и люстрового покрытия керамики более чем на десять столетий, и сегодняшняя керамика многим им обязана.
От мастеров Испании и Сицилии новые стили и методы производства, материалы и цвета переняла Европа, где оловянная глазурь не была известна до девятого века, когда мусульмане ввели ее в употребление в Испании.
В эпоху средних веков особенно значительным было развитие керамики в странах Арабского Халифата, Средней Азии, Персии. И валенсийские, и малагские гончары экспортировали свои изделия в регионы, населенные христианами: в Северную Испанию, Южную Францию и в Италию.
Здесь, как считается, малагские мастера заложили основы знаменитой майолики, которая со времени стала доминирующей разновидностью керамики.
Наибольшей известности достигли изготовлявшиеся в этих районах вазы, кувшины, блюда и ряд других изделий, а также архитектурные плитки, покрытые многоцветными глазурями и люстром.
Ислам запрещает использовать в быту посуду из драгоценных металлов, и тем самым невольно оказал положительное влияние на работу керамистов. После долгих поисков мастерам удалось изготовить специальные керамические покрытия — люстры, наносившиеся на глазурованную поверхность изделий и придававшие ей после обжига своеобразный металлический радужный блеск с перламутровым, золотистым отливом.
Наибольшего расцвета производство этих изделий достигло в XIV-XVвеках в Испании, ранее завоеванной арабами. Это — сосуды различных форм, а также люстровые изразцы, украшавшие наряду с разноцветным мрамором и раскрашенным алебастром своды и стены мусульманских дворцов.
В связи с ограничениями, установленными исламом в изображении живых существ и особенно человека, керамика украшалась главным образом орнаментальной росписью.
Разбитая посуда - к счастью?
Фото: Maria Labetskaia/ shutterstock.com
Орнамент мусульманских стран, считавшийся «музыкой для глаз», отличался удивительным богатством художественных форм.
Здесь сложилось замечательное искусство узора, родился такой новый орнаментальный мотив, как «арабеска», состоящий из сложных переплетений и пересечений условных растительных и геометрических форм с богато и тонко разработанными деталями, нередко включавших надписи арабскими буквами.
Удивительно, но если обычно считалось, что средневековые мусульмане были довольны неприхотливы в быту и трапезе – сидя на полу, они предпочитали есть руками из большого общего блюда, оказалось, что именно они стояли у истоков изысканной трапезы – хрустальной посуды, расписной керамики и самой традиции приема пищи из трех блюд.
Из какой посуды будут есть и пить обитатели Рая?
Ихсан Кышкаров