«… И течет там вода под названием Иртыш, живут на том месте народы Хутун, Нугай и Кара Кипчак. Эти татары поклоняются деревянной кукле. Повелеваю – зовите их к нашей религии!»
Этот призыв заключен в первых кадрах тюменского фильма «Их было 366», представленного в параллельной программе «Ислам и просвещение» прошедшего Казанского международного фестиваля мусульманского кино. Как сибирские татары отказались от тенгрианства и приняли ислам, какой оказалась судьба 366 бухарских проповедников, пришедших в дебри сибирского урмана и топь болот? Именно об этом и рассказывает картина Дианы Халиловой.
На основе переведенной на русский язык карагайской рукописи, инициатором исламизации Сибири был Бухарский суфий Багаутдин. Именно он отправил в 1394 году, во времена хана Абу-л-Лейса, 366 шейхов в земли Западной Сибири. Стоит отметить, что проповедники отправились в дальний путь в сопровождении 1700 вооруженных людей Шейбани-хана. Проповедники держали путь в глубины дремучих лесов, но вблизи водоемов.
Это путешествие стало для многих последним в жизни. Если верить источникам, 300 шейхов погибли, «стяжав мученический венец», 60 – вернулись невредимыми в Бухару, а оставшиеся 6 (по некоторым данным, трое) остались на берегах сибирских рек проповедовать ислам.
Если внимательно изучить имеющиеся в университетах и библиотеках Тюмени и Тобольска имеющие исторические артефакты, то можно ознакомиться с некоторыми именами шейхов, узнать места их погребения и установления в Западной Сибири культа местных мусульманских святых. Места захоронения бухарских проповедников местные жители называют «астана». К каждому месту прикреплен человек, ухаживающий за могилой.
Суфии несли Слово Аллаха всем сибирским народам, исповедовавшим язычество. Наиболее прочно он утвердился среди сибирских татар.
Активная миссионерская деятельность исламских проповедников на протяжении длительного периода и тесные этнокультурные и экономические контакты с тюркскими народами, прежде всего с сибирскими татарами, привели к определенным религиозным изменениям в крае. Так, в Сибирской летописи, составленной в 1636 г. Саввой Есиповым, дьяком Тобольского архиерейского дома, сообщалось о том, что «тотаровя» – население рек Туры, Тобола и Иртыша, обозначенное общим этнонимом,– «закон Моаметов держат».
В результате сражений язычников и татар истребили несметное количество. Но и из проповедников в живых осталось лишь 66 шейхов, шестеро из которых остались на землях Сибири. Прибывшие в Сибирь мусульманские миссионеры считались учениками и последователями Ходжи Баха ад-дина Накшбанда (1318-1389 гг.), который являлся одним из руководителей суфийского братства, названного Накшбандия. Однако лишь во времена правления хана Кучума ислам стал государственной религией Сибирского ханства.
Если до прихода к власти в Сибирском ханстве хана Кучума распространение ислама шло насильственным путем, то с 1563 года он начал распространяться мирно. Одной из причин, почему Кучум решился на объявление ислама государственной религией ханства, стали идеологические мотивы. Прежде Сибирь представляла собой политически раздробленное ханство, в котором остатки родового строя, шаманизм мешали укреплению верховной власти хана. Ислам, с его идеей веры в единого Бога - Аллаха, имевшего свой кодекс мусульманского права, разработанного на основе Корана, оказался мощным идеологическим оружием для искоренения родовых отношений и укрепления центральной власти.
Неудивительно, что вместе с распространением на территории Сибири ислама, пришла и мусульманская культура и нравственность. Местное население, принявшее ислам, начинает знакомиться с арабской письменностью, распространяется мусульманская идея стремления к знаниям. Ведь первые слова, сказанные Всевышним Мухаммеду, были о необходимости образования, учения от первого шага и до последнего вздоха.
«66 всадников прибыли в священную Бухару, рассказали о себе учителю худже Багаутдину. После этого открылась религия, открылись дороги, по берегам реки Джире (Иртыш) прошли караваны. Ученые, худжи, имамы начали приходить для обучения религии, все были из мистиков-суфиев», говорится в Карагайской рукописи (перевод Фарита Яхина). Несколько позже в Тюмени, а после и в Тобольске начинают появляться татаро-бухарские поселения. В XVII веке открываются арабские школы, а в середине XIX века действует около 150 мечетей и медресе при них. Чуть позже были открыты и женские отделения. В результате к началу XX века среди мусульман уровень грамотности был гораздо выше, чем среди остального населения.
«Исламу было непросто пройти через густые сибирские урманы и топкие болота. Но он нашел свое место под сибирским солнцем».
Ильмира Гафиятуллина, Казань