По улице медленно идет человек, нащупывая дорогу впереди себя белой тростью. Глаза его закрыты темными очками. Это слепой или слабовидящий человек. На остановке стоит группа людей – они оживленно общаются. Однако, слов мы не слышим – они оживленно жестикулируют, шевеля при этом губами. Это глухие или очень плохо слышащие люди, которые в силу этого врожденного дефекта не сумели научиться говорить и поэтому пользуются языком жестов.
Иногда мы видим человека, который передвигается в инвалидной коляске либо на костылях, или со специальной тростью. Все это инвалиды с тем или иным поражением двигательного аппарата – полностью парализованные, с ограниченными возможностями к передвижению и тому подобным.
Этих людей в мире довольно много – по статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) примерно 10% населения планеты (от 650 млн до 1 млрд человек) имеют ту или иную форму инвалидности. Кто-то из людей уже рождается с ограниченными возможностями (слепым, глухим, с парализованными конечностями или без каких-то частей тела), кто-то становится таким в результате болезни или несчастного случая.
Отношение общества к инвалидам
Отношение к подобным людям в различные исторические эпохи сильно отличалось. В древнем мире – в частности, в Древней Греции, где был культ физической силы и красоты тела, такие люди не считались полноценными гражданами. Философ Аристотель писал в своей работе «Политика»: «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не следует».
В Древнем Риме также имело место умерщвление детей-уродов. Римский философ Сенека считал, что надо убивать уродов и топить тех детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными, поскольку право на жизнь имеют только здоровые и красивые люди. Согласно римскому праву, слепые и глухие люди не могли оставлять завещание и быть наследниками чужого имущества.
В средние века в Европе отношение к инвалидам также было очень разным. Христианское учение призывало людей к любви и милосердию ко всем людям – в том числе и к больным, и убогим. Однако, простые люди в силу своих суеверий боялись и избегали инвалидов – как отмеченных печатью злых духов или наказанных Богом за грехи. Поэтому участь больных и калек в те времена была незавидной – они были исключены из общественной жизни и могли лишь просить милостыню, подвергаясь при этом насмешкам и презрению окружающих.
Отношение европейского общества к инвалидам меняется с эпохой Просвещения – в 17-18 веках. Тогда философы и гуманисты начинают продвигать идею, что ни одного человека нельзя исключать из общества – инвалидов следует развивать и включать в общественную жизнь по мере их возможности.
В 17 веке во Франции — под руководством аббата Шарля Мишеля де л’Эпе, а в Германии — под руководством Самуэля Гейнике был создан язык знаков, которые предназначался для помощи в общении глухим людям. Это была система условных жестов рук и пальцев, позволявшая передавать мысль.
В 1824 году французский учитель Луи Брайль, сам будучи слепым от рождения, придумал азбуку для слепых людей («шрифт Брайля») – в виде выпуклых точек – которой слепые и слабовидящие люди пользуются до сих пор. Тогда же – в 19 веке стали появляться первые школы для детей-инвалидов (по зрению, слуху, школы для умственно отсталых).
И только в 20 веке цивилизованное человечество вполне прониклось идеей о том, что инвалиды – такие же люди, как и все прочие, просто ограниченные в каких-то возможностях. Но это не делает их хуже других людей, они имеют такое же право, как и остальные люди, участвовать в обычной жизни – учиться, работать в меру сил, путешествовать. Мы со своей стороны должны помогать им в этом и облегчать им жизнь.
К примеру, в Татарстане действует Национальный исламский благотворительный фонд «Ярдэм» (Помощь), который занимается множеством благотворительных проектов, в том числе реабилитацией инвалидов. В январе месяце там стартовали новые курсы для слепых и слабовидящих людей.
По словам организаторов, проект «Видеть и слышать сердцем» «предполагает обучение чтению по системе Луи Брайля; обучение компьютерной грамотности с помощью специальной программы «Jaws»; психологическую реабилитацию; медицинскую помощь; культурную программу и экскурсии; спортивные мероприятия; занятия по ориентированию на местности; обучение домоводству; оказание юридической помощи; постреабилитационное сопровождение, содействие в трудоустройстве незрячих. При желании обучающиеся могут освоить арабскую графику и основы ислама». (Подробнее: Здоровых Всевышний испытывает через больных людей...).
Взгляд на инвалидов с точки зрения религии
Религии откровения подчеркивают необходимость милосердного и сострадательного отношения к инвалидам и неизлечимо больным людям. Болезнь – это не наказание и не проклятие. Всевышний допустил такие несчастья в их жизни по Своей воле и мудрости – которых мы до конца понять не можем.
Такие люди должны напоминать остальным – здоровым людям – о необходимости милосердия к окружающим, а также чтобы отучить нас жаловаться на жизнь – ведь если такие люди умеют наслаждаться радостями жизни, так тем более, нам грех жаловаться – что такое наши проблемы по сравнению с их несчастьем?
Здоровые люди должны относиться к инвалидам тактично и внимательно. Ни в коем случае нельзя смеяться над ними, обижать их, пользуясь их болезнью и слабостью.
В библейском тексте говорится о запрете обижать подобных людей:
«Не злословь глухого (не говори о нем плохо, пользуясь тем, что он плохо слышит) и перед слепым не клади препятствия, и бойся Бога твоего» (Пятикнижие Моисея, книга Левит, 13:13).
В пророческом хадисе сказано о том, как мы можем облегчить жизнь инвалидам:
«(Необходимо) показать дорогу слепому, обратиться к глухому и немому так, чтобы они могли понять, привести нуждающегося в место, где он может получить то, в чем нуждается, помочь страждущим, бессильным, разобрать речь того, кто с трудом говорит – все это садака…» (Муснад имама Ахмада).
В другом хадисе говорится о том, что не следует глазеть на больных людей, привлекать внимание других к их недостаткам:
«Не смотрите долго на прокаженных» (Хайтами, Маджмуа аз-заваид).
Человек не виноват в своей болезни, и нужно вести себя с ним так, чтобы он не чувствовал, что чем-то отличается от других людей.
Некоторые сподвижники Пророка (мир ему) также были инвалидами – тем более, мусульманам в то время приходилось вести войны, так что среди них было много людей, которые были ранены и искалечены в сражениях (Подробнее: Отношение пророка Мухаммада (мир ему) к инвалидам).
Самый известный сподвижник с ограниченными возможностями – это слепой Абдуллах ибн Умм Мактум. О нем даже упоминается в Коране (сура Абаса 80:1-12). Пророк (мир ему) назначил его муэдзином – призывающим на молитву других мусульман. Сообщается, что он тринадцать раз он был имамом в намазе вместо Посланника Аллаха.
Женщина-сподвижница по имени Насиба осталась тяжело раненой после сражения при Ухуде – в котором она принимала участие. После битвы она долго болела – и, как передается, Пророк (мир ему) часто навещал ее и молился за нее. Во время правления халифа Абу Бакра Насиба, несмотря на преклонный возраст, приняла участие в битве при Йямаме, где лишилась руки. После сражения сам халиф навестил ее и велел выплачивать ей пенсию из казны мусульман.
Один из известных сподвижников, Абдуррахман ибн Ауф, остался калекой от ран, полученных в битве при Ухуде. Другой сподвижник Муаз ибн Джабаль был хромым, но несмотря на это Пророк (мир ему) назначил его наместником в Йемен.
Сподвижники Амр ибн Туфайль и Бара ибн Малик, как сообщается, имели хронические заболевания, Имран ибн Хусайин годами не вставал с постели. Передают, что сподвижник по имени Муайлиб страдал проказой.
Как мы можем помочь людям с ограниченными возможностями?
Когда мы сталкиваемся с людьми с ограниченными возможностями, то чувствуем себя неловко – нам хочется помочь им, но по незнанию и неумению мы можем сделать что-то неправильно.
Вот общие правила, которые сформулировали сами люди с ограниченными возможностями и которые приняты Международным обществом инвалидов.
Во-первых, если хотите помочь человеку, спросите его – нужна ли ему помощь, и если вам ответят утвердительно, то делайте точно так, как он вам скажет. Не нужно навязывать помощь по своему усмотрению – ведь больной человек сам лучше знает, что ему нужно.
Общаясь с парализованными людьми или, к примеру, со слепыми или глухими, имейте в виду, что этот человек – не умственно отсталый, не нужно вести себя с ним снисходительно, как с ребенком, - он вполне разумен и способен понять вас так же, как здоровый человек.
Если вы общаетесь с человеком, который ограничен в передвижении или вообще не может ходить:
Помните, что инвалидная коляска — неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без согласия инвалида — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.
Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.
Если беретесь сопровождать такого человека на какое-то мероприятие, заранее узнайте – насколько доступно это место для инвалида в коляске. Если есть какие-то препятствия, узнайте, как их можно устранить.
Если вы беретесь помочь слабовидящему или слепому человеку:
Если вы хотите помочь такому человеку пройти куда-то, не хватайте его за руку и не тащите, а просто направляйте его, куда ему нужно идти. Кратко описывайте местность – где вы находитесь. Заранее предупреждайте о препятствиях – ступеньках, лужах, ямах, низких притолоках и т.д. Используйте, если это уместно, фразы, характеризующие звук, запах, расстояние.
Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.
Если вы оказываетесь в одной компании с незрячим человеком, то назовите себя и тех, кто с вами пришел. Обращайтесь непосредственно к самому человеку, а не к его зрячему сопровождающему. Если вы хотите пожать руку, скажите об этом. Когда вам нужно отойти, скажите человеку об этом – чтобы он не говорил в пустоту.
При общении со слабослышащими и глухими:
Имейте в виду, что некоторые плохо слышащие люди умеют читать по губам – а кто-то пользуется только языком жестов. Все это надо заранее узнать и учитывать при общении. Если человек может слышать речь – либо читает по губам, следует говорить громко и четко, глядя ему в лицо. Если человек может понимать только язык жестов, и вы общаетесь через переводчика, обращайтесь к самому человеку, а не к переводчику.
Когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы его поняли, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли из его слов, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его. (Более подробно об этом можно прочитать здесь).
Если сомневаетесь, как правильно поступить в конкретном случае, используйте свой здравый смысл и способность к сочувствию. Представьте себя на месте этого человека и обращайтесь с ним так, как бы вы хотели, чтобы поступили с вами. Уважайте его так же, как вы хотите, чтобы уважали вас. Общайтесь с ним на равных, как с обычным человеком.
И напоследок, запомните очень хорошие слова, сказанные одной парализованной женщиной. Когда ее спросили, что ее больше всего раздражает в обращении с ней здоровых людей, она ответила: «Когда тебе начинают жаловаться на жизнь... Посмотрите на меня и поблагодарите Господа за свои мелкие неприятности!».
Кобулова Анна