Что есть религиозная война? Каковы варианты проявления религиозного экстремизма? Какое место в этом занимают молодёжные субкультуры? Об этом в рамках одного из череды семинаров, посвящённых профилактике и эффективному противодействию экстремистским и террористическим идеологиям, рассказывал доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций К(П)ФУ Антон Горин.
Что есть религиозная война? Это общественно-политическое явление, связанное с переходом от процессов мирной экспансии одной религии в отношении основных сфер жизнедеятельности общества, исповедующего другие виды религиозной духовности, к применению вооружённого насилия в целях завоевания и духовного преобразования одних религиозных сообществ другими.
- Стоит отметить, что за всё время существования нашего общества, ни одна религиозная война так и не была закончена. Она (война) всегда длится до полной победы.
Важно подчеркнуть, что религиозные войны имеют свою типологизацию.
Безусловно, религиозная война имеет свои специфические признаки:
Тут встаёт вопрос о трактовке понятия «религиозный фанатизм». Это есть психологическое, психопатическое состояние личности, в котором человек утрачивает способность адекватного мировосприятия, слепо руководствуясь собственным субъективным восприятием религиозных догм и пытаясь навязать своё мировоззрение окружающим.
Слепая вера в непогрешимость духовного лица (то есть вхождение в роль ведомого), компенсация индивидуумом осознаваемых личных недостатков за счёт религии, потребность в наличии общества единомышленников, которые бы полностью разделяли его идеи, потребность в конфликте (это единственный смысл деятельности фанатика), неустойчивая психика – вот основные признаки религиозного фанатика.
- Если мы с вами обратимся к вопросу о том, что является поводом, своеобразным толчком для возникновения и дальнейшего распространения радикальных идеологий, то благодатной почвой для этого является превалирование прав над обязанностями. Отсутствие понимания, что права и обязанности являются единым, неразделимым целым. Катализатором также является непонимание смысла социальной ответственности, которое приводит к инфантильности – уходу в позицию «я хочу всё и сразу», поиску лёгких путей. Такое поведение в большинстве случаев приводит молодых людей к построению внесистемного социального лифта.
Первый момент здесь – это попытка обойти законодательство (распространённый лозунг «правила существуют, чтобы их нарушать»). Второй аспект – попытка войти в элиту. Если в советское время понятие «элита» означало высокие достижения в определённой сфере, то на сегодняшний момент оно изменилось. Сейчас элита – те, кто отличается от всех. Таким образом, мы наблюдаем слияние понятий элиты и контрэлиты (элитой считаются даже маргинальные слои). Сюда ещё стоит добавить формирование сверхцелей, оплаченных определённым заказчиков.
- В качестве политических сверхцелей можно выделить следующие: формирование псевдонационалистических идей, либертарианство (левые идеологии). Третий момент – это религиозный экстремизм. Через религию часто вбрасываются идеи о создании всемирной великой державы.
Религиозный экстремизм может проявляться не только в участии в радикальных организациях, но и в личном фанатизме. И этот бытовой фанатизм зачастую гораздо опаснее, чем участие в массовых акциях устрашения.
- Следующее направление экстремизма – это экстремизм личный. Самая неприятная вещь. Можно работать с различными организациями, движениями, субкультурами, но вы не отследите человека, у которого в голове прочно засели деструктивные идеологии. Такой экстремизм зиждется на двух вещах: отключение понятия «социальная ответственность» и переход на чисто рационалистический, нигилистический лад (отрицание всего, что может помешать построению карьеры).
Примечательно, что экстремизм может касаться не только деструктивной стороны жизни.
- Нельзя не упомянуть об экстремизме в форме субкультуры. Если в политическом, религиозном экстремизме возможно взаимодействие с человеком, то с нон-конформистом работать можно одним способом – через наглядную демонстрацию тупика его пути, в том числе через жизненный путь их лидеров.
Ильмира Гафиятуллина, Казань