Муфтий: «Советский период нанес колоссальный удар по развитию исламского просвещения в России»
В Казани прошла IX Общероссийская научно-богословская конференция «Исламское образование и просвещение в СССР». В работе конференции принял участие муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин. Он начал выступление с хадиса пророка Мухаммада (с.а.с.): «Настанут для людей такие времена, когда придерживающийся своей религии будет подобен зажавшему (в руке) раскалённые угли», который в точности отражает непростой самоотверженный труд муаллимов и жизнедеятельность шакирдов советской эпохи.
«Когда религия была запрещена, они в холодных машинах, в мокрых подвалах тайком давали уроки религии, не боясь ни атеизма, ни коммунистической идеологии, призывали к вере. Сегодня среди наиболее авторитетных татарских хазратов есть последователи этого периода. Их устазами стали такие выдающиеся личности, как Габдулхак хазрат Саматов, Ахмадзаки хазрат Сафиуллин, Закария хазрат Минвалеев, Гарифулла ишан Гайфуллин. Наши единоверцы, получившие от них образование, были очень счастливыми людьми. Не говоря уже о таких великих устазах, как Галимджан хазрат Баруди, Риза Фахретдин, Габдрахман хазрат Расулев, работавших в советское время. Для изучения научного и религиозного наследия устазов советского периода и обнародования их трудов ДУМ РТ ежегодно проводит чтения, организует субботники на Новотатарском кладбище Казани и собирает интеллигенцию на День памяти наставников, издает книги...», - отметил муфтий.
По словам Камиля хазрата Самигуллина, долгое время политика СССР по отношению к исламу и исламской системе просвещения оставалась наименее известной областью истории. «Изучение этих страниц важно, поскольку все основные аспекты государственно-исламских отношений в ХХ веке в России оказывают принципиальное влияние на характер и векторы развития взаимоотношений современных мусульман и российского государства», – сказал муфтий, отметив, что обсуждаемая сегодня тема имеет не только научный, но и практический интерес.
«Советский период нанес колоссальный удар по развитию исламского просвещения в России. Система пребывала в различных степенях упадка: от репрессий и полного уничтожения до создания 1-2 медресе на всю территорию страны. Тем ценнее для нас деятельность мусульманских религиозных деятелей, которые вопреки всем обстоятельствам, смогли сохранить религиозные традиции, получить и передать свои знания, воспитать шакирдов. Но на примере татарской богословской мысли, учитывая ее исключительные достижения в дореволюционный период, духовное наследие за годы СССР утрачено на столько, что представители современного татарского общества не могут даже прочитать старинных трудов, а чаще даже не обладают сведениями о них. Все знания и старинные книги, что у нас есть сегодня, сохранились благодаря стараниям хазратов советского времени», – констатировал Камиль хазрат.
В своем докладе муфтий также не обошел стороной тему палестино-израильского конфликта. «Мусульмане всего мира должны быть едины в такое время, но мы наблюдаем, к сожалению, обратное. Мы с вами не можем никак повлиять на разрешение этой ситуации, но мы обязаны молиться на народ Палестины, за его освобождение и за сражение врага. Пусть Аллах дарует мусульманам Свою помощь и защитит их от всяческих притеснений», – отметил Камиль хазрат, призвав присутствующих заниматься реальными делами и всячески поддерживать палестинцев.
Директор Центра исследований Священного Корана и Пречистой Сунны Республики Татарстан Фарид хазрат Салман в своей речи подчеркнул, что образование и просвещение – это фундамент, на котором зиждется ислам. «В разные периоды истории советского общества, в разных регионах страны образование и просвещение в советском мусульманском обществе развивалось по-разному. Изменения в исламской составляющей государства начались с процесса переустройства советского общества, известного как «перестройка». В этот период в мусульманском обществе СССР начались процессы, которые основополагающими для дальнейшего развития уммы. Одно оставалось незыблемым: во все периоды развития общества мусульманские богословы, учёные мужи женщины, наши духовные пастыри явно и тайно несли Слово Истины мусульманам, из уст в уста передавали знания, полученные от своих предшественников», – отметил он.
В ходе конференции выступили также директор Фонда поддержки развития культуры при Раисе РТ Нурия Хашимова; главный советник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Раиса РТ по вопросам внутренней политики Аскар Гатин; заместитель координатора Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», исполнительный директор Фонда стратегического диалога и партнерства с исламским миров, начальник Центра межрелигиозного диалога БИА Эльмира Садыкова; директор Казанского медресе имени 1000-летия принятия Ислама Ильяс хазрат Жиганшин и др.
Аскар Гатин призвал систематизировать работу по сбору аудиоматериалов, архивов и трудов религиозных деятелей, богословов советского периода. Ильяс хазрат Жиганшин, в свою очередь, поделился воспоминаниями о своих устазах, которые занимались просветительской деятельностью в непростых условиях, пригласил в музей при медресе, который представляет большой пласт материалов, раскрывающих жизнедеятельность советского мусульманского общества. Участники конференции также заявили о необходимости создании регистра исламских богословов и муаллимов, которые оставили след в исламской системе образования в советский период.
Islam-today