Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган (1890-1970) в свое время исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.
Islam-today предлагает вниманию читателей отрывки из указанной книги.
В тот период (имеется в виду X-XII века) целая плеяда тюркских ученых творила на ниве Ислама. В городе Великий Булгар в то время были основаны крупные медресе и школы. Ту же картину мы наблюдаем и в городах Итиль и Самандар. Булгарская и хазарская цивилизации дали исламскому миру знаменитых ученых, писателей, которые оставили после себя капитальные исследования в различных областях науки. Известны даже факты о том, как некоторые ученые из булгар, перебравшись на 700 верст севернее своих широт, проводили астрономические исследования. Хан племени тукуз-огузов по имени Муса, правивший во второй половине десятого века, собрал вокруг себя в городе Баласагуне известных ученых и богословов, основал мечети и медресе, не считаясь с затратами. А почивший в 1032 году по милади Кадер хан был талантливым музыкантом. Вошедший на престол тукуз-огузов Хузыр хан особо благоволил поэтам и любил устраивать поэтические праздники, на которых мастера поэтического слова соревновались в декламации. Есть свидетельства о том, как на одном из таких поэтических состязаний, поэту, покорившему слушателей своим талантом, было вручено в качестве награды-хадия четыре золотых сосуда стоимостью по 250 динаров каждый.
Хан Ахмад Арслан (скончался в 1130 году) известен тем, что во время правления в Бухаре построил множество великолепных дворцов и мечетей, а самый большой свой дворец даровал медресе. На земле уйгуров тоже было много мусульманских медресе, школ, а также буддийских храмов. Уйгуры и тукуз-огузы внесли большой вклад в сокровищницу тюркской культуры и литературного тюркского языка. Причем уйгуры среди тюркских народов по своей мощи и культурному развитию занимали особое место, и поэтому их язык служил основой и литературным языком для иных тюркских народов. Уйгуры до их изгнания с насиженных мест на берегах реки Орхон кыргызскими племенами играли заметную роль в сфере языка и литературы. Они усовершенствовали сложный при написании старинный тюркский алфавит и создали его упрощенный вариант. Этот алфавит так и называется «уйгурча» и используется поныне. Еще пребывая на побережье Орхона, уйгуры выбивали тексты на камнях и не случайно в настоящее время исследователи обнаружили образцы уйгурской письменности на камнях на месте бывшей столицы – Каракорума. До захвата города Гаучана Ван Ян-Ди это письмо широко использовалось уйгурами. Ван Ян-Ди лицезрел созданные на этом письме старинные стихи древнекитайского правителя Конфуциуса, а также книги по дидактике, истории и философии. Он отмечает: «У них (уйгуров) имеется множество учителей, способных обучать детей. Преподавание ведется на тюркском языке. Уйгуры отличаются склонностью к поэзии. Их письмо хорошо используется не только в создании литературных произведений, но и в ведении государственных дел. Я видел в руках их духовных лиц десятки книг написанных на тюркском языке».
И у уйгур и у булгар были выдающиеся ученые-историки, которые оставили после себя немеркнущие труды. Крупные арабские путешественники Абу Абдулла аль-Гарнати и Абу Хамид аль-Андалуси имели честь встречаться с булгарским ученым Якубом ибн Нугманом (в 579 году по хиджре). Они заимствовали некоторые сведения из его трудов по истории. Известно также, что китайские ученые использовали в своих сочинениях факты из книг уйгурских историков. Персидский историк Рашидеддин при создании трудов по истории тюрок приводил примеры из исторических документов, написанных уйгурами. Другой крупный ученый по имени Джихан Кашаи отмечает: «Описывая историю древних уйгуров, я основывался на трудах этого народа». Прискорбно отметить, что до сих пор не найдены первоисточники как по истории уйгур, так и по истории древних булгар.
Известен факт, что уйгурский хан по имени Джау был страстным собирателем древних рукописей и книг, что все свое состояние расходовал на свое увлечение. Когда китайские ученые занялись сверкой книг по основам буддизма, они пригласили в Пекин уйгурских специалистов-текстологов. Потому что у них сохранились богатейшие библиотеки древних рукописей. Именно в них были найдены множество сочинений по буддийской религии.
Из всего огромного наследия, которое было создано учеными-мусульманами из уйгур и тукуз-огузов до наших дней сохранилось в полном объеме лишь незначительное число сочинений. И среди них самое значительное по объему и завоевавшее большую популярность – «Кудатгу белек» (считается самой первой поэмой на древнетюркском языке и принадлежит перу Юсуфа Баласагуни. Известно и то, что за свой труд ученый был удостоен высокого придворного титула «Хас Хаджиб» и полное его имя звучало как Юсуф Хас Хаджиб Баласагуни). А сама книга написана в 1069 году по милади в городе Кашгаре в честь хана тукуз-огузов по имени Кара Богра. «Кудатку белек» написана на чистейшем тюркском языке. Автор в своем произведении высказывает идею, чтобы и уйгуры и тукуз-огузы вечно сохраняли свою самобытность, язык и культуру, чтобы они ока зеницу ока берегли свое государство - Великую Уйгурию. Автор повествует о государственном устройстве, успехах хлеборобов и ремесленников, духовных лиц и кадиев, богословов и каанов, рассказывает, как они с честью исполняют свой долг. Сочинение выполнено в форме баитов и объединяет в себе 1068 поэтических строф. Помимо этого до наших дней сохранились книги религиозного содержания, которые называются «Бахтиярнаме» по жанру – роман, а также книги «Миграджнаме» и «Тазкиратель-аулия». Все они созданы на уйгурском языке и уйгурском алфавите.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.