«Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также примеры нравственного величия двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана в типографии «Ма’ариф» в Казани в 1918 году.
Islam-today предлагает вниманию читателей продолжение глав из этой книги
С помощью хазрати Зейда ибн Сабита Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) наладил взаимоотношения с иудеями, вел переписку, читал их послания и отвечал на них. Это обстоятельство показало, что Зейд имеет хорошие способности в изучении языков. Известно также что он успешно освоил языки многих народов, которые стремились наладить отношения с арабами, в том числе, персидский, греческий, эфиопский и коптский. (Альгакду алькарийя)
Хазрати Зейд ибн Сабит среди сахаба-сподвижников считался муфтием. Он был великолепным знатоком Благородного Коран, знал каноны Шариата, обладал глубокими познаниями, был умен, обладал достоинством, был очень серьезным и деловым человеком. Во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) исполнял должность писаря и успел записать аяты, ниспосылаемые свыше Пророку Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), помимо этого вел все его записи и переписку. И именно поэтому его еще называли «катиб вахи» - «записывающий откровения».
Хазрати Зейд продолжал исполнять должность писаря и после кончины Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) при великих халифах хазрати Абу Бакре и хазрати Умаре. Известно также что последний, отправляясь два раза в хадж, а также в поездку по Сирии оставлял вместо себя на посту халифа Зейда ибн Сабита. Пребывая в Сирии Умар, адресовал хазрати Зейду специальное послание с благодарностью за то, что он весьма добросовестно исполняет свои обязанности, а по возвращении из поездки Умар даровал Зейду ибн Сабиту за заслуги огромный сад с плодоносящими финиковыми деревьями. Впоследствии халиф назначил хазрати Зейда ибн Сабита кадием и специально для него определил жалование. Во времена халифа Умара Зейд ибн Сабит занимал должность главного казначея.
И все же самым великим вкладом и главной заслугой хазрати Зейда ибн Сабита (радыйАллаху анху) для всей мусульманской уммы явилось то, что он впервые совершил великий и беспримерный подвиг, который будет глубоко почитаться до самого Судного Дня посвящен Благородному Корану. Хазрати Зейд впервые собрал воедино все имеющиеся записи откровений Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), сохраненных благодаря стараниям хазрати Абу Бакра и Усмана (радыйАллаху анху). В своей работе он исходил на имеющиеся записи и последовательно страница за страницей привел в надлежащий порядок весь текст Священного Корана и изложил все на бумаге. Впоследствии хазрати Усман, опираясь на этот образец, повелел переписать и сделать копии текста Книги, для этого он выделил под руководство хазрати Зейда ибн Сабита нескольких хаттатов-каллиграфов, после чего экземпляры Корана были распространены в крупных центрах и городах.
Зейд ибн Сабит (радыйАллаху анху) принял участие не только в первом списывании Священного Корана, но участвовал и во втором списывании. Он нес ответственность за все тонкости этого чрезвычайно важного и серьезного дела. Он придавал особое значение правилам кыйраата, вложил много труда и личной энергии в это дело. И этот его вклад глубоко почитается до сегодняшнего дня всеми улемами.Текст Благородного Корана дошел до наших дней и попал к нам в руки именно в том виде, в котором его записал хазрати Зейд ибн Сабит.
Хазрати Зейд является выдающимся муфтием. Он также является крупным ученым-педагогом. Его шакирды в народе почтительно именовались «асхаб Зейд» - «сподвижники Зейда». Во времена таби’инов некоторые из них получили большую известность и пользовались славой как «фугахаи сабга» - «семь ученых по исламскому праву».
Вот имена троих учеников великого Зейда ибн Сабита: Сагиб ибн аль-Мусиб, Касим ибн Мухаммад Абу Бакр, Сулейман ибн Басир, кроме них был еще один по имени Харжат ибн Зейд – сын самого улема.
Хазрати Зейд ибн Сабит будучи весьма серьезным и деловым человеком, говорил очень кратко и весомо, предпочитал вести в первую очередь важные дела, а все второстепенное оставлял. Он объяснял это так: «Необходимо в первую очередь выполнять самое главное и заботиться о важном и насущном».
Хазрати Зейд обладал большим состоянием. У него в Медине были большие дворцы, прекрасные дома. В пригородах Медины имелись обширные финиковые плантации. Причем за насаждениями он ухаживал лично, а когда созревали плоды, он вез их на базар и любил лично продавать.
Зейд ибн Сабит (радыйАллаху анху) скончался в Медине на 45 году по хиджре в возрасте 56 лет.
С книгой «Асхабе Карам» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.