Начало: Как живут татары в Китае: история, культура, традиции
А мы с вами продолжаем погружаться в мир татар, которых волею свыше занесло в разные края нашего необъятного мира. Сегодня обратимся к быту татарского народа в Маньчжурии.
В конце ХIХ – первой половине ХХ в. татарская община окончательно сформировалась и на территории Северо-Восточного Китая, в Маньчжурии. Центрами расселения стали Хайлар, Харбин, Маньчжурия и поселки по линии КВЖД. Конечно, немало татар проживало и в других китайских городах, в том числе и в Пекине. Преимущественно татары здесь занимались торговлей. У коммерсантов установились прочные связи с торговцами в разных районах Китая и Монголии, а до революции и с купцами из России.
Торговали, как правило, пушниной, шкурами, шерстью, мануфактурой и т.д. Многие были заняты в промышленности и на железной дороге, держали рестораны, свои мастерские по шитью одежды, ремонту обуви. В степных районах близ Хайлара у татар получило развитие скотоводство и соответствующие промыслы.
Характерно, что вокруг представителей татарского этноса группировались представители и других немногочисленных тюркоязычных групп, проживавших на территории Маньчжурии. Их сближали тюркский язык и религия Ислам.
Татары Маньчжурии держались значительно более изолированно, чем в Синьцзяне, хотя в производственной сфере они постоянно находились в тесных отношениях с более многочисленными соседями, прежде всего русскими. У мусульман центром духовной жизни были мечети, при которых действовали женские и молодёжные кружки, специальные убежища для одиноких стариков, сирот и тяжелобольных.
Что касается культурной составляющей жизни татарской общины, то она была не только богатой, но и очень разнообразной: действовали школы разных ступеней на родном языке, общества взаимопомощи, одно время даже издавался журнал «Ерак шарк» («Дальний Восток»), газеты «Чаткы» («Искры») и «Ерак шарк». Община содержала пользовавшийся большой популярностью татарский театр. Всё это является ярким свидетельством многочисленности тюрко-татарской общины Маньчжурии.
Однако в 1950-е годы практически все татары разъехались по разным странам мира. Однако до сегодняшних дней в Харбине сохраняются памятники архитектуры, построенные по заказу татарской (мусульманской) общины Китая.
Если обратиться к официальным данным, то можно узнать, что во второй половине ХХ в. татары в Китайской Народной Республике проживали в Синьцзян-Уйгурском автономном районе и рассматривались как полноценный самостоятельный этнос. До этого времени синьцзянские татары поддерживали контакты с материнскими частями своего этноса в СССР.
Уже после победы революции в Китае и образования КНР в 1949 г. большая часть татар выехала из Синьцзяна в СССР, Австралию, Турцию, США и другие страны. Точных статистических данных о численности татар в Китае нет, а публиковавшиеся в печати данные весьма противоречивы и недостоверны. Еще в 1958 г. их насчитывалось 6,9 тыс. чел., но в 1978 г. — всего 2,9 тыс. чел., в 1982 г. — 4127 чел., в 1990 г. — 4873 чел.
Уйгуры называют их ногай, ногайлар, китайцы — татаэр. В районах проживания татар значительно увеличилось количество китайского (ханьского) населения. Национальная политика в КНР в немалой степени является катализатором китаизации малых народов страны. Не могло это за прошедшие 50 с лишним лет не сказаться и на синьцзянских татарах. Если ещё в первой половине ХХ в. этнокультурное влияние татар в восточно-туркестанском районе тяжело было переоценить и, естественно, татаризации подверглось соседнее иноэтническое население, то с резким уменьшением численности татарской общины во второй половине ХХ в. её роль значительно уменьшилась.
Можно лишь предполагать, что слабый прирост численности татар в определённой мере объясняется растущим количеством межнациональных браков, пусть даже и с представителями других тюркоязычных мусульманских народов.
Если брать деятельность татарского этноса за последние 25 лет, то нельзя не отметить рост предпринимательской деятельности, что является следствием роста торговой активности татар. Попрежнему остаются популярными скотоводство, земледелие, ремесленные занятия. Своим искусством врачевания славятся традиционные лекари табибы. В местном полиэтничном обществе авторитетом и признанием пользуются старые татарки как повивальные бабки: даже китайцы для своих рожениц приглашают их в свои дома.
Несмотря на глобализацию и модернизацию общества, среди китайских татар щепетильно относятся к сохранению этнических компонентов в материальной культуре.
Всё также незыблемо поддерживается традиция разделения жилища на мужскую и женскую половины. В повседневной жизни распространена одежда интернационального типа, но по праздникам (особенно старшим поколением) поддерживается традиция — татары надевают свою национальную одежду. Пожалуй, помимо религиозных праздников сохраняет своё значение наиболее любимое народное торжество «Сабантуй» — «праздник плуга».
В последние десятилетия татарский этнос в Синьцзяне стабилизировался и идёт на увеличение, хотя и незначительное по современным меркам. Возможно, свою роль играет и проводимая в стране политика ограничения деторождаемости. Вместе с тем татары в Китае, как и другие малые народы, в условиях проведения реформ усиливают межэтнические контакты. Как результат – представители татарского этноса начинают осознавать себя частью китайской полиэтничной нации (чжунхуа миньцзу).
Татарский этнос в Синьцзяне — один из самых активных и, несмотря на свою малочисленность, выдвинул из своей среды целый ряд крупных общественных деятелей и бизнесменов, известных деятелей науки, искусства и культуры. В наше время продолжает развиваться литература на татарском языке, а жанры татарского фольклора и во все особо любимы среди народа.
Ильмира Гафиятуллина