Депутат Государственной думы России, председатель парламента и правительства Национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Европейской России и Сибири, профессор Сорбонны, юридической школы, Анкарского и Стамбульского университетов, депутат турецкого парламента - все это лишь часть должностей талантливого татарского богослова Садри Максуди. Он прожил яркую, многогранную и плодотворную жизнь. Будучи известным по всему миру ученым, Максуди сделал весомый вклад в развитие и становление общественной деятельности и политики нескольких стран.
О том, насколько значима была деятельность Максуди говорит тот факт, что в 1950 году довольно многочисленная группа депутатов турецкого парламента подняла вопрос о его выдвижении кандидатом на пост президента.
Всю жизнь богослова и общественного деятеля можно разделить на три периода: российский (34 года), французский (11 лет) и турецкий (32 года). В России он был активным участником политической жизни, был частью истории, о которой в последствии писал. Самым продуктивном в научном отношении был турецкий период жизни. В частности, большую роль в языковой революции в Турции сыграла его книга «Для турецкого языка» и многочисленные статьи, которые были посвящены развитию и совершенствованию лексики турецкого языка на его собственной основе.
Помимо значительного вклада в лингвистику (монография «Скифы и саки») и историю («Тюркские государства Центральной Азии»), нельзя не отметить многочисленные труды в области права и истории права. Именно Максуди стал создателем нового ответвления права - история тюркского права.
На том, как сложилась жизнь Садри Максуди, сказалось то, что родился и вырос он в семте татарского муллы. Отучившись в медресе Апанаева, Максуди год получал богословские знания в бахчисарайском медресе Исмаила Гаспринского. По протекции старшего брата Садри зачисляют в русскую учительскую школу, которую он заканчивает в 1901 году.
По совету Исмаила Гаспринского Садри Максуди отправился во Францию, где учился на юридическом факультете Парижского университета, и получил степень кандидата права. Именно Франция свела его с такими выдающимися коллегами, как татарский общественно–политический деятель Юсуф Акчура и турецкий поэт Яхья Кемал.
В 1906 году после возвращения в Казань включился в активную политическую жизнь татарского общества. В том же году его избрали членом ЦК партии «Иттифак ал-муслимин». Через год Максуди становится депутатом II и III-й Государственной Думы. Во II Думе является членом президиума и секретарем мусульманской фракции.
Тематика его выступлений довольно обширна: в защиту прав татарского, тюркских, мусульманских народов России, по законопроектам о народном образовании, против обвинения мусульман в панисламизме. Будучи депутатом в Думе, богослов выступал за то, чтобы у татарского народа было место под солнцем, а не отнюдь за развал Российской империи, как считали некоторые личности.
Максуди становится одним из признанных лидеров татарского либерализма и идеологом национального движения. Во всех его статьях прослеживается общая мысль, на воплощение которой он положил жизнь, - только сохранив свою самобытную культуру, язык, религию, развивая культуру и экономику, татары смогут стать вровень с современными европейскими нациями. «В каждом государстве есть, так сказать, политический титул – американец, француз и т.д., но в каждом государстве существует масса национальностей, которые во имя своих традиций, своих особенностей быта, которые у них существуют, отстаивают и будут отстаивать свои традиции, и в этом смысле я татарин, и защищаю свой быт, но политически я русский гражданин», - не единожды отмечал Максуди.
В 1917 году Садри Максуди добился создания единой автономии тюрко-татар мусульман Внутренней России и Сибири и ее правительства — Милли идарэ. «Теперь северные тюрко-татары объявляют всему миру о своем существовании». Он был категорически не согласен с выступлениями европейских философов, которые утверждали, что время тюркских народов, и особенно тюрок в Европе, безвозвратно ушло. На сессии Миллет меджлисе Максуди был избран главой национального правительства. Спустя год собрание было распущено.
Именно Максуди стал первым в истории мусульманином, возглавившим кафедру парижской Сорбонны.
Ильмира Гафиятуллина, Казань