8 марта 1918 года тишину Казанского кремля нарушили звуки духового оркестра: "Вы жертвою пали в борьбе роковой..." Напротив башни Сююмбике толпился народ. Предавалось земле тело сардара (предводителя) "божьих воинов" общества волжско-булгарских мусульман Гайнана Ваисова.
Он был убит "забулачниками" в своей штаб-квартире в Старо-татарской слободе. Революционный штаб казанского совета рабочих и солдатских депутатов объявил однодневный траур. В этот же день по приказу штаба на башне Сююмбике был водружен исламский полумесяц.
Кто же он - Ваисов? Какими "божьими воинами" руководил? Почему большевики воздали ему такие почести? Фактически "божьи воины" - это мусульманская секта, носившая, скорее, протестантский характер и в определенной мере имевшая сходство с гуситским движением в христианском мире.
Ваисовское движение возникло после крестьянской реформы 1861 года. Его родоначальником стал мулла Багаутдин Ваисов. Образование он получил в Бухаре. В 1862 году Ваисов провозгласил себя дервишем нового учения "Освобождение ислама". В своих проповедях он критиковал иерархию мусульманского духовенства и вывел своих сторонников из подчинения муфтияту. Выдвинул и ряд социальных требований. В частности, предлагал отменить различные налоги для потомков булгар, а оставить только земельный - восемь копеек за десятину.
Идеи Ваисова распространились на мусульманские регионы Российской империи. Он основал автономное духовное управление, религиозную школу "Мектебе гыйрфан" ("Школа воспитания"). Однако вскоре последовали репрессии. Многие "божьи воины" были сосланы в Сибирь. Самого Ваисова арестовали в 1884 году, он умер в психиатрической больнице. Роль лидера перешла к его сыну Гайнану (на снимке).
В 1905 году тот обратился в высшие органы власти империи с "всеподданнейшим прошением", в котором назвал себя "наследником булгарских владений, потомком благородных князей". Он утверждал, что молитвенный дом его отца на Большой Симбирской улице в Казани в 1884 году был разгромлен чиновниками, а имущество конфисковано. Среди вещей назывались древние рукописи, священные книги, подлинная родословная булгарских ханов, их письма. Гайнан Ваисов в сочинении "Суть философии дервишей" изложил основы учения отца.
Он продолжил его развитие в контексте событий, происходивших в России. Учение стало приобретать социалистические элементы. В политической программе движения декларировалось равенство всех граждан России, свобода слова и совести, право на создание профессиональных союзов и проведение забастовок. Суверенитет народа рассматривался как средоточие всей верховной государственной власти в руках народа. Предусматривалось пропорциональное представительство национальных меньшинств в законодательных органах, а также проведение референдумов по принятию важнейших законов. Предусматривалась социализация земли, фабрик и заводов.
Каждый крестьянин, по идее Ваисова, должен был наделяться таким количеством земли, которое он сможет обработать без использования наемного труда. Провозглашался принцип добровольности при защите Отечества. Словом, в программе ваисовцев удивительным образом сочетались исламское мировоззрение и светские установки. Именно это привело их в 1917 году в лагерь союзников большевиков, но сделало противниками адептов национальной идеи.
Ровель Кашапов