Пожалуй, нет ни одного мусульманина, который бы не знал о деятельности такого крупнейшего татарского богослова и просветителя конца XIX – начала XX века, как Галимджан Баруди. Основатель медресе «Мухаммадия», муфтий, лидер первой всероссийской партии мусульман «Иттифак аль-муслимин» - это лишь малая толика его заслуг, которые известны мусульманской общине по всему миру. О том, насколько многогранной была его личность и какой вклад он в нес в дальнейшее развитие татарской богословской мысли, рассказал в рамках курсов повышения квалификации «Татарское богословское наследие» муфтий, председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин.
Баруди отдал свою жизнь во имя идеалов Ислама, внеся неоценимый вклад в возрождение религиозного и национального самосознания татарского народа. Видный общественно-политический деятель, богослов, выдающийся педагог-реформатор, просветитель, крупнейший представитель джадидского движения Галимджан Мухаммеджанович Галеев, больше известный под псевдонимом Галимджан ал-Баруди, родился в начале февраля 1857 года в деревне Малые Ковали Казанского уезда195 в семье известного купца, мецената и общественного деятеля, основателя медресе «Мухаммадия» Мухаммеджана Ибниаминовича Галеева (1832 – 1909).
Он с юных лет проявлял повышенный интерес и большую способность к учебе. В 1862 году его отдают в медресе «Касимия», где он проходит ступени начальных, средних и старших классов и одновременно занимается преподавательской деятельностью в старших классах. Уже будучи юношей, Баруди начинает задумываться над смыслом человеческой жизни, о роли общества, о роли человека в обществе.
Учась в медресе, он занимался самостоятельно, много читал и любил размышлять над прочитанным. В марте 1875 года Галимджан Баруди решил продолжить образование в Бухаре, где он изучает религиозные предметы и Шариат, помимо этого уделял особое внимание математике.
15 июня 1882 года братья Галеевы, окончив обучение, вернулись в родную Казань. С собой Галмиджан Баруди привозит солидную библиотеку. По сведениям, приведенным в журнале «Заман», она весила 40 пудов и стоила 5-6 тысяч рублей. В течение всей своей жизни Г. Баруди собирал полезные книги. К концу своей жизни он имел уникальную библиотеку, которую незадолго до своей смерти передал для организации общей исламской библиотеки. В документе о передаче, составленном Г.Баруди, говорится: «24 июля 1920 года передаю образующейся в городе Казани исламской библиотеке свою личную библиотеку, здание и хранящиеся в нем книги, кроме вакуфных».
- Если говорить о никахе и праве женщины на развод, то Баруди отмечал четыре причины, которые позволяли женщине получить развод. Во-первых, это пропажа мужа без вести. Вторым пунктом называлось желание супруга переехать. Третьей причиной являлись побои, нанесение вреда. И также если поверх нее он имел еще одну супругу. Эти условия ставились перед заключением никаха. Стоит отметить, что такие правила устанавливались отнюдь не для того, чтобы женщина при любом случае сразу бежала за разводом. Это было для облегчения работы казыя, для того, чтобы защитить права женщин, а отнюдь не для разрушения семей. Об этом идет речь в книге Баруди, посвященной вопросам никаха.
Затрагивая женский вопрос, татарский просветитель и реформатор говорит о важности религиозного обучения женщин и пересмотре позиции общества в вопросе посещения женщинами мечетей. Он призывает оставить традицию, заимствованную из Средней Азии, где женщинам запрещают ходить в мечети. Не надо препятствовать женщинам в их стремлении посещать мечети для совершения коллективных молитв и получения знаний. В статье «Намаз женщин в мечети» он пишет: «Если женщина придет на коллективный намаз, увидит намаз, соответствующий сунне, услышит исполненное по всем правилам чтение Корана, искренне совершит намаз и обратится к Господу в особой возвышенной воздействующей атмосфере мечети, вдобавок добавит к этому прослушивание хорошей проповеди, и все это в наше время, когда распространены невежество и безнравственность, то, без сомнений, все это принесет множество благ. У них усилятся религиозные чувства, упрочится вера и нравственность».
Гамиджан Баруди был муфтием по иджазе, он имел цепочку, которая дает право издавать фетву (фетва – это ответ на вопрос, который охватывает аспекты вероубеждения и права). Он получил иджазу, разрешение стать муфтием, от шейха Мушханафи. От шейха же он получил цепочку, став духовным наставником.
- Шейх Галимджан Баруди был шейхом накшибандийского тариката. Также у него была иджаза на все 4 книги шейха Абу Мансура аль-Матуриди. Его ученики разбросаны по всему миру.
В 1883 году при поддержке своего отца Мухамметзяна Галеева Галимджан основывает медресе, получившее имя его основателя «Мухаммадия» и впоследствии ставшее одним из лучших мусульманских учебных заведений в России.
В 1886 году Г. Баруди направляется в священную Мекку для совершения паломничества. В своих воспоминаниях по этому поводу онзаписал: «В 1886 году совершил путешествие в Стамбул, Египет, Хиджаз, совершил хадж, вернулся, обогатившись познаниями в области религии и укрепившись в своих мыслях о реформах медресе. И в этом направлении я служил в мечети 25 лет».
В новом медресе Баруди проводит настоящую реформу в образовании, вводит значительное количество светских предметов: русского языка, арифметики, истории природоведения, геометрии, счетоводства, рисования, этики, гигиены и пр. За неимением специальной литературы Галимджан Баруди сам пишет ряд учебников, многие из которых стали классическими образцами учебных пособий для школ и выдержали более десяти переизданий. Это, в том числе, первая на турецком языке новометодная азбука, учебники по арифметике, арабскому языку, татарско- арабско-персидский словарь и многие другие. В 1891 году вышли в свет несколько учебников по основам ислама: «Китаб-ас-салават» («Книга молитв»), «Бада ал-ма‘ариф» («Основы знаний»), букварь «Савад хан» («Букварь»), книга нравоучений «Сад пэнд» («Сто нравоучений») и др. Многие из его учебников впоследствии широко использовались для преподавания в других медресе и переиздавались большими тиражами десятки раз.
В начале XX века в «Мухаммадии» насчитывалось рекордное количество учащихся – 500 человек и 20 мугаллимов.
Баруди делал особенный упор на важность обучения детей с малых лет, делая особый акцент на осознанности обучении. Он писал: «Когда дети достигают возраста, пригодного к обучению, следует без промедления приступать к их просвещению. Нужно наставлять их в вопросах религии и нравственности, обучать их зикру и молитвам, дошедшим от Пророка (мир ему и благословение). Но особое внимание следует уделять пониманию этого ребенком, ведь наука – это понимание и осознание. Даже если он читает мало, необходимо стремиться, чтобы он понимал. Следует остерегаться зубрежки и не обучать его большому количеству фраз, не разъясняя их смысла, такой метод вреден для здоровья ребенка, развития его разума и приумножения знаний».
На своих уроках, в проповедях и статьях он страстно призывал мусульман не оставлять предписаний шариата и неукоснительно исполнять их на практике. Он писал в своем дневнике: «Вот моя цель и мои мысли: следует реформировать школы и медресе так, чтобы они стали ближе к религии и приносили пользу в реальной жизни. Нужно, чтобы и стар и млад, придерживаясь религии, всеми силами заботились о ней, помнили о нравственности. Религия – не наука, а практика, стремиться к которой – цель любой науки. Долг каждого – иметь свои, независимые ни от кого взгляды, не лицемерить, беречь величие веры. Но в каждом деле нужна постепенность, ведь человеку трудно отказаться от привычного».
За короткие сроки Баруди смог вывести мусульманскую школу на путь прогресса, превратив процесс получения знаний в главный инструмент духовного возрождения народа. В нем глубоко было заложено убеждение, что любая нация без религии, без веры обречена на вымирание.
Стоит отметить, что Галимджан Баруди был мюридом шейха Зейнуллы Расули, а также преемником в братстве Халидийа-Накшбандийа. Баруди считал, что суфизм является одним из наиболее важных проявлений религиозного чувства, и что он способствует углублению философской мысли. Отмечал, что суфизм позволяет познать истину, что невозможно сделать при помощи законов и верований.
В январе 1906 года Г. Баруди начинает издавать научно-религиозный и литературный журнал «Религия и нравственность», где обсуждались идеи педагогического и религиозного характера, а богослов пытался донести свою мысль о близости религии и науки. Наука, по мнению Баруди, должна служить религии, а религия – науке. Главной целью воспитания, по Баруди, является воспитание религиозно-нравственного человека, полезного члена общества, живущего народными и общечеловеческими интересами. Религиозно-нравственное воспитание занимает главное место в педагогической мысли Баруди, и оно неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием. Ученый и способный человек, будучи имамом, должен укреплять нравственность людей, трудиться с целью приблизить людей к Аллаху. Баруди считал, что следует стараться не брать месячное жалование за исполнение обязанностей имама и за обучение, ибо это может привести к безответственности, верхоглядству, алчности. Он резко критиковал существовавшие в то время зубрежку и схоластику в медресе и мектебе. По его мнению, только сознательное учение может принести плоды и поднять человека на новую ступень в его интеллектуальном развитии.
Баруди стремился к общедоступности просвещения и образования. Особого внимания заслуживает открытие Галимджаном Баруди для публичного пользования личной книжной коллекции. Коллекция просветителя к 1913 году насчитывала более 3 000 томов и журналов по самым разным наукам. Среди них можно было найти труды религиозных деятелей и мыслителей ислама как в оригинале, так и в переводах с комментариями. А в 1920 году Баруди и вовсе подарил свою библиотеку, которая насчитывала на тот момент 4288 томов, Татарской АССР.
Ильмира Гафиятуллина, Казань